00:00, 26 декабря 2003 года

Из Москвы села не видно

Речь об этом шла на «круглом столе» «Ставропольской правды». В разговоре участвовали: Василий Аникеев, проректор Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования; Оксана Романенко, начальник отдела общего образования министерства образования СК; Жанна Сливнева, директор гимназии № 24 г. Ставрополя; Татьяна Ахапкина, директор средней школы с. Сенгилеевского Шпаковского района. Вела «круглый стол» обозреватель газеты Лариса Прайсман.

Читатели, особенно старшего поколения, помнят советскую школу, которая старалась, помимо общего образования, дать выпускникам рабочую либо сельскую профессию. В каких-то учебных заведениях это получалось, в каких-то – не очень. В 90-е годы прошлого века школа перестала быть советской, единой и трудовой. Соответственно и традиции профессионального обучения из нее практически ушли.

Те новации, которые сейчас предлагает концепция модернизации, предполагают не профессиональное обучение (ориентация на профессию), а профильное – ориентацию на вид будущей деятельности. Соответствующие документы рекомендуют много профилей. Здесь и привычные: гуманитарный, химико-биологический, физико-математический. И менее известные: агротехнологический, художественный и т. д. Общее одно – к десятому классу большинство учеников должны какой-либо профиль выбрать. При этом возможно продолжение учебы в родной школе; переход в другую; сетевое обучение, когда базовое образование старшеклассник получает в своей школе, а два-три дня в неделю ездит на профильное в чужую. Перед общеобразовательным учреждением и в городе, и особенно на селе это ставит много проблем. Некоторые из них пока четкого решения не имеют, что было признано всеми участниками «круглого стола».

Как уже было сказано, наибольшие сложности введение профильного обучения сулит сельским школам. Его вряд ли потянут малокомплектные и малочисленные общеобразовательные учебные заведения. Но, как заметил В. Аникеев, если в сельской местности школа теряет третью ступень обучения, то из села уезжают многие семьи с детьми-старшеклассниками. Превращать все малочисленные средние школы в девятилетки – разрушать структуру села. Чтобы этого не произошло, концепция профильного обучения предлагает так называемую сетевую форму. Старшие классы на селе, даже если в них обучаются по семь – десять человек, не закрываются. Просто два-три дня в неделю старшеклассники ездят на профильную «углубленку» в расположенную в соседнем селе крупную среднюю школу. Андроповцы, которые с этого сентября начали соответствующий эксперимент, в Курсавке создали ресурсный центр (еще один вариант обучения). Все десятиклассники школ района в течение двух дней ездят в Курсавку, получают профильное образование в этом специальном центре, куда подтянуты нужные кадры и создана материальная база.

Уже не говоря о том, что это требует особых средств (Андроповский район их нашел, а другие?), и здесь возникают проблемы. О них сказала О. Романенко. Кто и каким образом, например, будет оценивать знания учащегося по профильному предмету, а значит, выставлять окончательную оценку в аттестат о полном среднем образовании? «Своя» школа, где предмет преподается по базовой программе, или ресурсный центр, где та же физика или биология ведется на более высоком уровне? И что делать учителю с учеником, который возвращается из ресурсного центра с другим уровнем знаний, чему его учить на уроках?

Практик, директор сельской школы Т. Ахапкина, говорила о более «земных» вещах. Сенгилеевское находится в сорока километрах от Ставрополя, в 60 – от райцентра. По идее, детей при сетевом обучении нужно возить в Ставрополь. Родители, как показало анкетирование, пока категорически против этого, как и против поездок ребят в Михайловск. Они хотят, чтобы школа открыла «профили» на месте. Доводы следующие. На дорогу в оба конца придется в любом случае тратить до двух часов в день. Необходимо работать в библиотеках, предполагается индивидуальное консультирование. Домой старшеклассники будут возвращаться к вечеру. Нужно делать уроки на завтра, что-то помочь по хозяйству. Когда? А здоровье детей? Поездки, особенно в холодное время, хороши только для крепких ребят. И это – при идеальном раскладе: что транспорт будет всегда, что деньги на ГСМ найдутся, что ДТП исключены… Одним словом, директор сельской школы Т. Ахапкина склоняется к мысли, что хотя бы два-три профиля нужно открывать у себя. А остальные участники «круглого стола» в унисон с ней сделали вывод, что концепция профильного обучения разрабатывалась в основном для городских школ. Кстати, среди основных разработчиков и значатся директора городских общеобразовательных учебных заведений, столичные ученые. Плохо видит Москва село в глубинке…

О возможностях профильного образования в городе говорила директор гимназии № 24 Ставрополя Жанна Сливнева. Конечно, в краевом центре они больше. Даже у себя в гуманитарной гимназии, специализирующейся на углубленном преподавании языков, иностранных и русского, Ж. Сливнева в состоянии открыть и углубленное изучение физико-математических дисциплин, и информационный профиль. Возможны и интересные варианты кооперации в микрорайоне, когда несколько школ договариваются о том, кто и какие профили выбирает для преподавания. Сразу после девятого класса школьники разойдутся по разным учебным заведениям, как это, впрочем, происходит уже и сегодня. Тем не менее есть сложности и здесь. Во-первых, пока отсутствуют учебники и методические пособия для профильного обучения. Во-вторых, даже в краевом центре материальная база школ оставляет желать лучшего. Нужны хорошо оснащенные компьютерные классы, кабинеты химии, биологии и физики. Необходимо переобучение педагогов.

Переход на профильное обучение планируется в 2007 году. Пока речь ведется лишь о предпрофильной подготовке, то есть работе по профориентации школьников второй ступени. Тем не менее проблем новая концепция выдвигает столько, что говорить о них нужно уже сейчас. И это тоже было единым мнением участников «круглого стола» в редакции.