00:00, 24 декабря 2003 года

Не хватает 200 миллионов

- Игорь Иванович, каким складывается бюджет-2004 краевого центра - профицитным или дефицитным? Будет ли он чем-либо кардинально отличаться от предыдущего?

- Из года в год бюджет Ставрополя остается напряженным. А в наступающем, предполагаем, он будет сверхнапряженным. В абсолютных цифрах все вроде бы просчитано в большем объеме, чем в 2003 году. Но если учесть, что в проекте бюджета существенно - в 1,21 раза - возрастут расходы на оплату труда в связи с ее повышением с 1 октября 2003 года для работников бюджетной сферы на 33 процента, а денежного содержания муниципальных служащих и сотрудников правоохранительных органов - на 11 процентов, то реальные показатели получатся хуже прошлогодних.

Кроме того, у нас, естественно, будут возникать проблемы с финансированием работ по благоустройству, текущему капитальному ремонту жилищного фонда. В представленном в Государственную Думу края проекте консолидированного бюджета на 2004 год предусматривается снижение нормативов отчислений от регулирующих федеральных и региональных налогов по городу Ставрополю.

На наш взгляд, в этом документе не просчитан ряд очень важных статей. Так, в проекте бюджета города на 2004 год не обеспечены доходами следующие расходы: социальная помощь малообеспеченным гражданам, аренда спортивных школ, содержание пожарной части, содержание «Службы спасения», финансирование советов микрорайонов, формирование фонда непредвиденных расходов, финансирование инвестиционных проектов, обслуживание муниципального долга. По нашим подсчетам, для того, чтобы бюджет был сбалансированным и мы могли проводить политику развития города, нам не хватает минимум 200 миллионов рублей.

До утверждения бюджета края все противоречия еще можно устранить. Поэтому администрация города обратилась в краевую Думу с просьбой помочь городу в решении проблем и объективно подойти к установлению размеров отчислений от регулирующих налогов. Если наша просьба не будет услышана, то вполне возможно, что бюджет Ставрополя будет принят с дефицитом.

- Существуют ли какие-либо «болевые точки», по которым исполнительной и представительной власти города сложно достигнуть согласия?

- На сегодня ситуация такова, что и администрация, и Дума города работают в одном направлении. Поэтому согласование основного финансового документа идет без эксцессов. «Болевые точки» возникают на других этапах согласования – в министерстве финансов, в правительстве края и краевой Думе. Мы стоим перед дилеммой: принимать цифры, которые спускают сверху, или просчитывать то, что нам действительно необходимо.

Из года в год собираемость налогов и пополнение бюджетной кассы всех уровней увеличивается. Так, в 2002 году в Ставрополе было собрано 5,7 миллиарда рублей налогов, в 2003-м – 6,8 миллиарда. А бюджет города при этом в 2003 году составил 1,3 миллиарда. На 2004 год прогнозируется получение налогов в сумме 7,3 миллиарда рублей, а бюджет просчитывается в размере 1,4 миллиарда. Получается, что большую часть из собираемых средств мы отдаем. И, по мнению краевых властей, не имеем права пользоваться заработанными средствами.

В таком положении вещей я вижу главную опасность для жителей города. Бюджет у нас сейчас в основном социально-затратный. Мы практически не имеем возможности расходовать средства на развитие города. И нынешняя ситуация не позволяет нам даже надеяться, что такая возможность в обозримом будущем появится. Чем больше город зарабатывает, тем больше у него отбирают. Такой практики нет нигде в мире. В Германии, например, стабильно развивающиеся территории, наоборот, получают дополнительную возможность пополнять бюджет из тех средств, что они собирают. И эти дополнительные средства идут на дальнейшее развитие и увеличение доходной базы.

- Каковы основные источники доходов бюджета Ставрополя на 2004 год? Появятся ли новые?

- Источники бюджета определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации и не могут трактоваться произвольно. Они состоят из собственных доходов и поступлений от регулирующих федеральных и региональных налогов. В проекте бюджета на 2004 год поступления от регулирующих налогов рассчитаны по сниженным нормативам отчислений: по налогу на доходы физических лиц снижены по сравнению с 2003 годом с 61,6 до 23,6%; по акцизу на алкогольную продукцию и пиво – со 100 до 10%.

Столь резкое снижение нормативов объясняют необходимостью создания в крае стабилизационного фонда. Но я считаю, что, если бы муниципальным образованиям оставляли большую часть доходов на развитие, то и стабилизационный фонд не понадобился бы.

- Игорь Иванович, каким отраслям предполагается выделить наибольшие суммы?

- Приоритеты у образования, как наиболее социально значимой отрасли, а также у здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. При этом замечу, что расходы в ЖКХ просчитаны всего на 18% от потребности.

- Весной будущего года планируются выборы депутатов городской Думы Ставрополя. Не получится ли так, что накануне этого события депутатский корпус при принятии бюджета станет руководствоваться популистскими соображениями, не заботясь об истинных нуждах горожан?

- Популистские решения – это, в моем понимании, те решения, которые позволяют улучшить жизнь горожан, то есть наших избирателей. В этом смысле любые решения Ставропольской городской Думы или позицию депутатов можно считать популистскими.

В рамках нынешнего бюджета принять сколько-нибудь значимое популистское решение не представляется возможным. Но, с другой стороны, каждый из депутатов настроен отстаивать точку зрения своих избирателей и обеспечить горожан необходимыми гарантиями в той мере, в которой нам позволят краевые власти.

- В прошлом году в краевом бюджете впервые была записана строка, согласно которой на осуществление столичных функций Ставрополю была выделена значительная сумма. Ведет ли Ставропольская городская Дума лоббистскую деятельность в ГДСК, чтобы увеличить эти ассигнования? Как помогают в этом вопросе депутаты краевой Думы, избранные от Ставрополя?

- Действительно, строка о выделении Ставрополю ста миллионов рублей на осуществление им функций краевого центра была вписана в бюджет края. И все мы очень порадовались тому, что наконец-то, впервые за долгие годы удалось достигнуть взаимопонимания. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. На сегодня эта строка бюджета пока остается невыполненной. Город не получил ни копейки. Мы, конечно, сейчас принимаем все меры к тому, чтобы добиться на следующий год увеличения субвенции до 150 миллионов. Но гарантий, что и эта цифра не останется лишь на бумаге, никаких.

Позиция депутатов краевой Думы от города Ставрополя меня в этой связи очень удивляет. В проекте краевого бюджета на 2004 год из 18 миллиардов общей суммы на все территории, обладающие собственным бюджетом, приходится всего четыре миллиарда. А это и Ставрополь, и Пятигорск, и Невинномысск, и другие города края. Получается, что муниципальные образования заведомо ставят в положение тех, кто всегда ходит с протянутой рукой. Похоже, что депутаты краевой Думы не хотят помогать территориям, от которых избирались. Иначе бюджет верстался бы по-другому.

- Для большинства простых горожан, далеких от тонкостей бюджетного процесса, важно знать, станут ли они жить в будущем году лучше: хватит ли денег на ремонт кровель и дорог, найдутся ли средства на благоустройство, не останется ли город без освещения и транспорта. Как бы вы, Игорь Иванович, ответили на эти, на первый взгляд, простые, но безусловно главные вопросы?

- Я уже говорил, что бюджет 2004 года будет сверхнапряженным. Но в любом случае задача власти состоит в том, чтобы обеспечить тот социальный стандарт, на который жители рассчитывают. Несмотря ни на что, мы все-таки будем развиваться. И крыши будут ремонтироваться. И дороги. И без света город не останется.

В этом году в городе выполнено много работ по благоустройству, по ремонту жилого фонда. Тех работ, которые не были просчитаны для нас в краевом бюджете. Мы были вынуждены брать банковские кредиты. Брали кредиты и для формирования зернового фонда, который также не был просчитан. И только благодаря этому кредиту сегодня цена на хлеб в Ставрополе самая низкая по России.

Наша позиция в этих вопросах остается прежней: все трудности должны быть трудностями администрации и Думы, но никак не населения. И я надеюсь, что как у городской администрации, так и у городской Думы хватит профессионализма и настойчивости, чтобы выполнить все социальные стандарты.