00:00, 23 декабря 2003 года

«В живых» осталось только двое

В свое время на Закон «О несостоятельности (банкротстве)» возлагались большие надежды. Но, как показала практика, он может обернуться как благом, так и злом. В. Гаевский образно сравнил этот закон со скальпелем. Все зависит от того, в руках какого хирурга он находится: пациент либо выздоровеет, либо умрет.

Как ни прискорбно, но второе с предприятиями края происходит чаще. В арбитражном суде на рассмотрении находятся свыше трех тысяч дел, но выкарабкаться – полностью восстановить платежеспособность - удалось за это время лишь единицам. К примеру, в агропромышленном комплексе «в живых» после введения процедуры банкротства осталось только два сельхозпредприятия. При этом нередко во всех грехах обвиняют внешнего управляющего. Между тем, судя по практике, в том числе судебной, корень всех бед оказывается в экс-председателе, который довел предприятие до ручки, оставив в наследство одни долги.

По мнению заместителя министра сельского хозяйства СК В. Лозового, обязательным должно стать проведение так называемого финансового мониторинга предприятия. Это не что иное, как составление учетной карты, отражающей малейшие изменения в финансовых делах хозяйства, чтобы в случае чего забить тревогу – в том числе и самому коллективу, не ждать, пока в геометрической прогрессии вырастут долги, а кредиторы будут готовы разорвать должника на части.

Так, непростая ситуация сегодня сложилась в СПК «Соломенское» Степновского района. До внеочередного собрания, на котором отстраняли «от власти» председателя, члены кооператива были уверены, что долг хозяйства – 37 миллионов рублей. Однако бывший руководитель напоследок преподнес «сюрприз», выложив на стол документы, из которых следовало, что долг СПК на 20 миллионов(!) больше. Здесь даже вынуждены были прятать от шефа печать кооператива: «бывший» собирался заключить договор на получение кредита в сумме 100 миллионов рублей на немыслимых условиях – один процент в день, или 365(!) годовых…

Притчей во языцех стала процедура оценки имущества судебными приставами, или, как ее успели окрестить в народе, «уценка». Вот свежий пример: в СПК «Минераловодский» более полусотни свиней ушло по 11 рублей 49 копеек за килограмм в живом весе, хотя находящийся рядом мясоперерабатывающий завод принимает их по 26 рублей.

По словам заместителя руководителя территориального органа ФСО Д. Паунова, тревожит, что в последнее время наблюдается своего рода гонка по выводу ликвидных активов, иначе говоря, имущества. Новые предприятия, созданные на базе старых, повторяют судьбу своих «предшественников». Так, в двух хозяйствах Андроповского района - ООО СП «Водораздельное» и ООО «Султан» - сегодня сложилась ситуация вторичного банкротства.

Когда арбитражный управляющий приходит в хозяйство, зачастую ему уже нечего спасать – техника распродана, нет земли. Получается, как в той пословице – сапожник без сапог. Вот какую историю рассказала заместитель председателя Ставропольского арбитражного суда Е. Жарина. СПК «Ленинский» Левокумского района уже в течение четырех лет не ведет никакой хозяйственной деятельности, ибо нечем и не на чем. Большую часть земли пайщики в качестве аренды передали в соседние более преуспевающие хозяйства. Но почему-то только сейчас СПК подал заявление в арбитражный суд о признании его банкротом, неизвестно на что надеясь. Подобная картина и в СХП «Заветы Ильича» Петровского района.

Все чаще приходится говорить и о преднамеренных или криминальных банкротствах, которые совершаются с целью перераспределения собственности. По данным ГУВД, в этом году произошло 24 подобного рода преступления, пять из них связаны с деятельностью арбитражных управляющих. В суды направлено восемь уголовных дел, возбужденных в отношении прежних руководителей. Четыре из них уже рассмотрены, и лишь по двум вынесены обвинительные приговоры.

Вместе с тем, по мнению В. Гаевского, правоохранительные органы в этом направлении еще работают недостаточно активно. В большинстве случаев руководители, которые довели свои предприятия до банкротства, остаются безнаказанными, им все сходит с рук.

Для того чтобы по возможности предотвращать подобные «бедствия», с нового года в городах и районах края будет проводиться ежеквартальный мониторинг. Сейчас разрабатывается специальное постановление правительства СК, в котором будет обозначен круг наиболее значимых для экономики края промышленных и сельскохозяйственных производителей. Отныне они будут находиться под особым наблюдением правительства - как пациенты у семейного врача. И появится надежда, что с экономической карты Ставрополья перестанут исчезать крупные предприятия, некогда приносившие ему славу, а самое главное – неплохие поступления в краевую казну.