00:00, 17 декабря 2003 года

Мустафа БАТДЫЕВ: Я никогда не давал пустых обещаний

Мустафа Батдыев: высшее образование получил в МГУ (экономический факультет и аспирантура). Автор уникальных разработок по внедрению хозрасчетных отношений в сельском хозяйстве. В 90-е годы занимал руководящие посты в правительстве КЧР. А в последнее время возглавлял Национальный банк Карачаево-Черкесии. На президентских выборах был поддержан всеми национальными движениями и большинством политических партий республики.

31 августа нынешнего года Карачаево-Черкесия избрала своим президентом Мустафу Батдыева - человека, который поставил перед собой поистине революционные задачи. Перемены, происходящие сегодня в этой республике, могут открыть неожиданные перспективы и для жителей Ставропольского края. Батдыев не исключает возможности, что Карачаево-Черкесия и Ставропольский край в будущем вновь объединятся. Собственно, с этого и началась наша беседа.

- Мустафа Азрет-Алиевич, среди ставропольских политиков появились слухи, что Александр Черногоров уже предложил вам рассмотреть вопрос о воссоединении Ставропольского края и Карачаево-Черкесии.

- Давайте оставим слухи. Я просто могу поделиться своими мыслями на сей счет. С экономической точки зрения, подобное воссоединение весьма перспективно. Однако помимо экономики есть еще и такое понятие, как «добрая воля народов». Именно наши граждане, а не я и Черногоров, будут решать вопрос о целесообразности такого шага.

Честно говоря, я не думаю, что сегодня большинство жителей как Ставрополья, так и Карачаево-Черкесии поддержали бы эту идею на всенародном референдуме.

Причин тому много. Как ни печально это признавать, многие ставропольчане воспринимают Карачаево-Черкесию как криминальный регион, в котором вместо правопорядка господствуют взятки и знакомства. Такой имидж у республики сложился в результате безответственной деятельности прежней власти, которая, по сути, пошла на поводу у криминальных структур.

С другой стороны, ставропольчане пока не готовы понять, что этот имидж создавался горсткой людей, которых уже нет у власти, и переносят его на всё население республики. Разумеется, это оскорбляет добропорядочных людей. К тому же в нашей совместной истории было немало трагических ошибок, которые еще свежи в памяти народов Карачаево-Черкесии. Словом, прежде чем говорить об объединении, мы должны доказать друг другу, что действительно готовы к честным и открытым отношениям. А начинать нужно с самых простых вещей. Например, два месяца назад я предложил Александру Черногорову убрать двойные посты на дорогах между Ставропольским краем и Карачаево-Черкесией, оставив по одному совместному посту. Он до сих пор мне не ответил. Я также предложил открыть в Ставрополе представительство нашей республики, но ставропольские власти с сентября не могут найти для этого двух кабинетов…. О чем это говорит? А в принципе, идея объединения действительно весьма перспективна. Но подходить к ней нужно не с точки зрения интересов отдельных политиков, а с точки зрения взаимного интереса наших народов.

- В прошлом году бюджет Карачаево-Черкесии на 95 процентов состоял из дотаций федерального центра. Республика оказалась на грани банкротства. Вместе с тем в первый же день своего президентства вы подписали указ об увеличении детских пособий, и теперь женщины из малообеспеченных семей получают не по 70, а по 500 рублей в месяц на каждого ребенка. Откуда такие деньги?

- Скажу больше. Накануне подписания этого указа я был уверен, что он обойдется республиканскому бюджету примерно в 200 миллионов рублей. Но очень скоро выяснилось, что для его выполнения нужно не двести, а пятьсот миллионов. Дело в том, что прежние власти скрывали истинное количество малообеспеченных семей в республике. Но я сдержу слово – все эти семьи будут получать обещанную помощь. Для меня это принципиальный вопрос. Пока государство не может обеспечить нормальной работой своих граждан, оно обязано позаботиться об их детях. Этот указ я отменю только тогда, когда в республике будет покончено с безработицей. А деньги для этого я уже нашел.

- В Москве?

- В Карачаево-Черкесии. Я же говорил, что воровству в республике будет положен конец. Мы посчитали, сколько денег ежегодно терял бюджет только потому, что предприятия вместо налогов платили взятки чиновникам.

Мы решительно возвращаем бизнес в правовое поле – одно только это позволит увеличить бюджет 2004 года примерно на миллиард рублей. Кроме того, сейчас мы проводим проверку финансовой деятельности прежнего правительства. И уже сейчас с уверенностью можно сказать, что около 30 процентов дотаций из федерального центра использовались не по назначению. Иными словами, разворовывались высокопоставленными чиновниками. Это очень большие деньги. И отныне они будут принадлежать тем, кому должны принадлежать по праву. А результатами проверки займется прокуратура.

- Минувшей весной мне в руки попал один неофициальный документ. Это было нечто вроде прейскуранта, в котором обозначалась стоимость различных постов в правительстве и администрации президента Карачаево-Черкесии. Например, министерский портфель мог стоить от 50 до 100 тысяч долларов. Вы уверены, что в вашем правительстве этого не будет?

- Уверен. Такие взятки платили за должность только потому, что должность позволяла разворовывать бюджетные деньги. Я не позволю этого делать, а стало быть, министерский портфель потеряет всякую привлекательность для проходимцев. В нем будут заинтересованы только те люди, которые действительно хотят заняться серьезным делом.

- Это правда, что на днях вы лично задержали несколько грузовиков с ворованым лесом и передали их правоохранительным органам?

- Четыре грузовика. Совершенно случайно наткнулся на них в одном из горных ущелий. К сожалению, наша милиция пока работает плохо. Вы сами знаете, что бесконтрольная вырубка ценных пород леса в республике за последние годы достигла катастрофических масштабов. Я пообещал людям, что с этим будет покончено. У меня уже состоялись очень серьезные беседы с руководителями республиканских МВД и прокуратуры. Они отдают себе отчет в том, что в этом нелегальном бизнесе замешаны и их сотрудники. Вообще слияние правоохранительных органов с криминальными структурами – одна из самых серьезных проблем Карачаево-Черкесии. Боюсь, что своими силами мы уже не исправим ситуацию, и я буду вынужден обратиться за помощью в Москву. Это будет очень болезненная процедура, но без нее мы не вернем республику к нормальной жизни.

- Наверняка многих интересует, что будет с уникальными курортами Карачаево-Черкесии. Последние годы они приходили в упадок. А все разговоры об их возрождении, увы, оставались только разговорами…

- Могу предложить предпринимателям Ставропольского края выгодное дело. Мы уже приняли закон, на основании которого предприниматели из других регионов, вкладывающие деньги в развитие нашей курортной зоны, регистрируются в этой зоне, получают налоговые льготы. Нашими предложениями уже заинтересовались бизнесмены из Европы и мэр Москвы Юрий Лужков.

- А местные предприниматели на вас не обидятся?

- Нет, не обидятся. Я прекрасно понимаю, что без государственной поддержки малого и среднего бизнеса возродить республиканскую экономику сегодня невозможно. И эту поддержку они получат. Умные, инициативные люди – это наш золотой фонд, который нужно беречь и сохранять, которым нужно дорожить не менее, чем природными богатствами нашей земли.

- Завтра исполняется ровно сто дней вашего пребывания на посту президента республики. Как вы сами оцениваете свою работу за этот период?

- Мои собственные оценки пока не имеют никакого значения. В республике по-прежнему очень высокий уровень безработицы и огромное количество людей, живущих за чертой бедности. Когда эти болезни начнут отступать – вот тогда я и получу право оценивать собственную работу.

Владимир МАКАРОВ