00:00, 10 декабря 2003 года

Крылья бабочка сложит...

Фестиваль в Ставрополе имеет предысторию и своего вдохновителя, точнее, вдохновительницу – доктора филологических наук, профессора СГУ, руководителя научного семинара «Текстус» Клару Штайн. Лет двадцать назад молодой лингвист Штайн работала над проблемами гармонии в поэзии и художественном творчестве. Среди многих материалов на эту тему ей попалась информация о «Фестивале динамической симметрии», который проводился учеными и студентами престижного американского колледжа. Симметрия, как известно, лежит в основе принципов гармонии. Идея фестиваля заключалась в том, чтобы через соединение развлекательного и серьезного дать студентам представление об одном из фундаментальных принципов построения мира. Динамическую симметрию можно обнаружить в науке, искусстве, реальной жизни.

Клара Штайн заболела идеей устроить подобное действо в Ставрополе. Тогда это казалось почти неисполнимым. Но вот фестиваль состоялся. Откликнулись на предложение самые разные люди и организации. Поддержала городская администрация. Ухватились за идею во Дворце детского творчества директор Любовь Папенина, ее заместитель Татьяна Тартышева и методист Елена Бондаренко, которая стала исполнительным директором мероприятия, его главным «мотором». Оформление выполнил дизайнер Игорь Бобровский.

Очень важную вещь сделал для фестиваля ректор СГУ, профессор, доктор социологических наук Владимир Шаповалов: он безвозмездно издал в университете для участников сборник статей «Динамическая симметрия в науке, искусстве и реальной жизни». Среди авторов сборника – древние и современные исследователи, а также ставропольские ученые, проводившие на фестивале «уроки симметрии». В предисловии к изданию В. Шаповалов сформулировал цель подобных мероприятий: «…возникает необходимость создавать особую социальную среду, которая специально предназначена для развития молодежи». При этом, пишет В. Шаповалов, «среда эта должна быть более широкой и сбалансированной», чем то пространство маскультуры, в котором молодежь, и не только российская, постоянно пребывает.

И такая социальная среда была создана. Фестиваль открывался концертом. В нем участвовали хореографические и музыкальные коллективы Дворца, актерский курс факультета искусств СГУ, два джазовых оркестра – филиала Военной воздушной инженерной академии (руководитель Н. Денисюк) и ставропольского краевого училища искусств (руководитель О. Щербина). Продефилировал перед зрителем студенческий театр моды Ставропольского технологического колледжа, показывала парикмахерское искусство мастер Зося Лавник – словом, чего только не было. А перед концертом можно было побывать на фотовыставке «Асимметрия жизни» Игоря Кожевникова, на выставке «Симметрия и асимметрия в объектах реальной жизни» художника Сергея Паршина и других не менее интересных вернисажах.

Это, как говорится, была затравка. Во второй части фестиваля состоялись «уроки симметрии». Данное явление рассматривалось с точки зрения физики и астрофизики, математики и биологии, философии, музыки и литературы. Вели уроки ученые из СГУ и других вузов, художники и дизайнеры. Одну из самых интересных лекций «Проблема гармонии, хаоса и порядка в религиозном освещении» прочел священник отец Владимир Сафонов. И в каждой аудитории собиралось достаточно народу, в основном молодого: студенты вузов, школьники Ставрополя, а также старшеклассники Михайловска и Невинномысска, которых помогла привезти на фестиваль администрация краевого центра. Было очень интересно и довольно неожиданно. Главный признак гармонии – феномен «золотого сечения» - трактовался с самых разных точек зрения. В сущности, во всех секциях речь шла о Хаосе и Порядке, о красоте и безобразии, о духовном и бездуховном. Как оказалось, это волнует молодых. Были открытия и менее значимые, но тоже интересные. Например, что танец с элементами «робототехники», показанный студентами актерского отделения СГУ, использует принцип поворотной симметрии…

Символом симметрии считается строение и рисунок крыльев бабочки, недаром так увлекался этим разделом энтомологии удивительно гармоничный в своем творчестве Владимир Набоков. А еще – набегающие на морской берег волны: есть теория, что именно их ритм привел древних греков к созданию классического гекзаметра. Но абсолютная симметрия, застывшая гармония – скорее смерть, чем жизнь. Бабочка машет крыльями, совершенные снежинки летят за окном и тают, жизнь динамична. «Неожиданный» фестиваль несся так быстро, словно иллюстрировал этот принцип. Есть надежда, что у него хорошее будущее.