Министерство топлива и энергетики РФ готовит новую программу газификации страны, которая будет действовать вплоть до 2010 года. Ключевая роль в программе, скорей всего, как и раньше, будет отведена ОАО «Газпром». Будет нелишне разобраться, в чем заключается ее суть, – программа самым непосредственным образом касается всех нас.

Эксперты утверждают, что сегодня Газпром выполняет не столько экономическую, сколько социальную функцию. Во-первых, осуществляя газификацию регионов, компания строит газопроводы практически за свой счет. Средства на эти цели ежегодно увеличиваются. Если в 2002 году было выделено 2,5 млрд. рублей, то в 2003 году это уже 3,5 млрд. рублей. Во-вторых, продавая населению и предприятиям газ ниже себестоимости, Газпром фактически дотирует всю экономику страны – по сути, его финансовые ресурсы достаются наиболее агрессивным потребителям газа.

В то же время специалисты в области энергетики – как отечественные, так и иностранные – все чаще и чаще указывают на растущий дисбаланс между желаниями потребителей и финансовыми возможностями газового холдинга. Говоря простым языком, чиновники региональных и местных уровней требуют от Газпрома газифицировать новые и новые территории, не утруждая себя размышлениями о том, как возместить затраты газовиков. Несмотря на существующие сегодня низкие цены на газ, которые не покрывают даже себестоимости «голубого топлива», местная власть не считает должным закладывать в своих бюджетах необходимые средства на оплату газа.

В итоге создается парадоксальная ситуация: чем более высокими темпами идет газификация регионов, тем больше убытков несет Газпром. Ну а поскольку компенсировать их никто не спешит, они тяжким грузом ложатся на планы дальнейшего развития газовой отрасли и ставят вопрос об энергетической безопасности страны. Стоит подчеркнуть: речь идет не только о регионах, ожидающих газификации. Вопрос не менее важен для уже газифицированных регионов.

До сих пор совершенно обычной остается ситуация, когда мы воспринимаем наличие дешевого природного газа в наших домах как должное. Кто-то когда-то построил газопроводы и провел в наши квартиры газ, согревающий сегодня миллионы людей. Мы к этому привыкли. Руководители регионов, городов и крупных предприятий, потребляющих газ в качестве топлива, привыкли точно так же и считают, что этот кто-то (иногда говорят «государство», иногда – «Газпром») обязан поставлять газ чуть ли не даром. Понять такую логику просто: после многих лет хочешь-не хочешь, вырабатываются определенные иллюзии. Беда в том, за иллюзии неизбежно приходится расплачиваться дорогой ценой.

Ситуация такова. В структуре себестоимости товаров и услуг, которые покупают предприятия и граждане, содержится огромный набор компонентов, ее формирующих. Один из них – природный газ. В то же время газовики являются точно такими же потребителями товаров и услуг, как остальные субъекты экономических отношений. Однако положение газовиков, как ни странно, хуже, чем у остальных. Почему?

Пользование газовой плитой обходится населению в 10-11 рублей в месяц. Сумма очень небольшая, а в структуре расходов семьи она занимает и вовсе ничтожную величину. Наверное, если бы эта сумма увеличилась, ну, скажем, условно, на 5 рублей, российские семьи не стали бы беднее. В то же время благодаря инфляции растет стоимость всех остальных товаров и услуг, – все, что потребляют граждане и предприятия, постоянно растет в цене. Все – кроме газа. Такой дисбаланс имеет далеко идущие и, заметим, отнюдь не безвредные последствия.

Ключевым источником финансирования работ Газпрома по газификации регионов и капитальному ремонту инфраструктуры является инвестиционная компонента в цене газа. Сейчас она отсутствует благодаря многолетней борьбе крупных потребителей газа за низкую цену. Результат: нет денег на газификацию новых регионов – они вынуждены пользоваться менее эффективными и экологически более грязными видами топлива. Получается, одни опосредованно платят за «красивую жизнь» других. Другой тревожный аспект: со временем, по мере износа «трубы», газа рискуют лишиться те, кто сейчас получает его «на халяву»…

К сожалению, положение усугубляет то, что многие главы негазифицированных регионов также ожидают «бесплатного» газа и не спешат искать деньги на строительство трубопроводов. Логичный результат – газификация страны грозит зайти в тупик.

Затронуты далеко не все проблемы, что существуют сегодня вокруг вопроса газификации. Они решаются на уровне федерального правительства, но много сложностей возникает на уровне регионов.

У нас в Ставропольском крае дело обстоит следующим образом. В отопительный сезон многие предприятия теплосетей вошли с «долгами на плечах» за потребленный газ, и в первую очередь это государственное унитарное предприятие «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» с пятнадцатью территориальными структурами, на которых повисло около 100 млн. рублей за текущие поставки голубого топлива. Если же приплюсовать к этой сумме «старые» долги, образовавшиеся до 2003 г., то они превышают 405,6 млн. рублей. Крайне нестабильными остаются платежи структур ЖКХ, подчиняющихся муниципальным образованиям.

– Особо хочется отметить, – говорит генеральный директор крупнейшей на Северном Кавказе компании по реализации газа «Ставропольрегионгаз» Рауль Арашуков, – что прошлой зимой, кстати, весьма холодной, наша компания пошла навстречу краю: чтобы не заморозить школы, больницы, детсады. Газ был поставлен сверх лимита в значительных объемах. Однако этот жест не оценили…

По итогам 10 месяцев 2003 года на Ставрополье было поставлено более 7 млрд. кубических метров голубого топлива – это существенные объемы, которые, к сожалению, оплачены не полностью. Значительный долг остается и за населением, текущие платежи которого едва превысили 90%. Газовики предупреждают: чтобы не повторить печальную «замерзающую» судьбу некоторых регионов, власти края должны предпринять все усилия для погашения долгов.

По словам Р. Арашукова, особое беспокойство вызывает финансирование льгот по закону «О ветеранах», которое на протяжении последних лет осуществляется не в полном объеме. В прошлом году оплачено 65,2% от начисленных льгот, задолженность увеличилась на 38,2 млн. рублей, за 10 месяцев текущего года оплачено 63,6%, долг вырос на 29,6 млн. рублей. В 2003 г. на финансирование «ветеранских» льгот было запланировано всего 60,06 млн. рублей вместо 95 миллионов. Обращения «Ставропольрегионгаза» в краевое правительство и в ГДСК о выделении дополнительных средств не дали результата: минфин края обещает профинансировать задолженность за счет реструктуризации в последующие годы. На 1 ноября 2003 г. задолженность бюджетов всех уровней по льготам, предоставляемым населению края, составила 370 млн. рублей.

Ставрополье относится к регионам, имеющим самый высокий уровень газификации в России (города – 91%, села – 87%), однако успехи могли быть еще лучше, если бы не случались «проколы», причем не по вине газовиков.

В. АНДРЕЕВ