00:00, 3 декабря 2003 года

За свою власть!

В его начале речь идет о ряде нарушений выборного законодательства. К примеру, до начала срока ведения предвыборной агитации в СМИ, большими тиражами выпускались газеты, которые выдавались за листовки. При этом избирательные комиссии края зафиксировали ряд изощренных способов воздействия на избирателей, ухода от санкций за нарушение законодательства. Часть политтехнологов, используя доверчивость и недостаточную осведомленность избирателей, навязывала им недостоверную, недобросовестную, порой откровенно лживую информацию. Использовались методы и способы психологического давления и иных приемов одурачивания граждан.

Завершающийся период предвыборной агитации охарактеризовался в крае применением других жестких методов борьбы с конкурентами. Так, в Кочубеевском районе были в большом количестве распространены ложные «повестки» в краевую прокуратуру, согласно которым граждане вызывались в качестве обвиняемых как соучастники преступления одного из кандидатов, квалифицируемого УК РФ как подкуп избирателей. Естественно, адрес прокуратуры и фамилия следователя оказались вымышленными. Но нетрудно представить себе, какие мысли рождались в сознании потенциального избирателя в отношении фигурирующей в «повестке» фамилии кандидата.

Крайизбирком надеется, что избиратели успешно разобрались со всеми нечистоплотными приемами и не поддаются на откровенные провокации и попытки манипулировать их мнением. Как случилось с псевдо-«Правдой». Сами избиратели известили крайизбирком, что на территории Ставрополья распространяется газета «Правда», в которой отсутствуют необходимые реквизиты издания. Фальшивка содержала материалы, направленные против одной из партий.

Особое внимание избирателей крайизбирком обращает на всякого рода опросы общественного мнения, заполонявшие СМИ до вчерашнего дня, когда их еще можно было по закону публиковать. Подавляющее большинство из них – заказные. Доверять можно только тем данным, которые предоставляют специализированные организации и которые обнародованы с соблюдением законодательства. То есть при публикации результатов опроса должны быть оглашены наименование организации, его проводившей, время, место и регион опроса, число респондентов, методика сбора данных, точная формулировка вопросов, статистическая оценка возможной погрешности, заказчик работы и конкретное указание на того, кто оплатил публикацию.

При принятии решения в день выборов крайизбирком предлагает базироваться на совокупности полученной о кандидатах информации и жизненном опыте. Надо внимательно изучить официальные данные о кандидатах. Наиболее полные сведения на этот счет размещены в спецвыпуске «Российской газеты» от 21 ноября текущего года, который имеется на каждом избирательном участке. А на избирательном участке, кстати, хорошо бы побывать заранее, чтобы убедиться, верно ли составлены предвыборные списки, а также в спокойной обстановке ознакомиться с данными всех претендентов.

В своем обращении крайизбирком критикует позицию тех, кто заявляет, что избиратели устали от постоянных и ничего не дающих выборов, поскольку «от нас ничего не зависит». И (порой - в знак протеста против каких-либо житейских неурядиц) заявляющих, что не собираются участвовать в голосовании. Крайизбирком напоминает, что низкая явка на выборы создает благоприятные условия для нарушений, облегчает манипулирование волей избирателей. При низкой явке меньшинство, мобилизованное недобросовестными претендентами, тем или иным способом, включая незаконные, определяет такие итоги, в результате которых формируются властные структуры, навязанные всем нам группами заинтересованных лиц. Пресловутый административный ресурс также влияет на результаты голосования тем сильнее, чем ниже явка избирателей.

Говоря проще – чем выше активность граждан на выборах, тем больше их результаты соответствуют истинным настроениям общества. При этом гарантируется избрание качественной власти. Да и власть чувствует себя более уверенно, когда за ней стоит большинство.

В завершение обращения крайизбирком напоминает, что в законодательстве России четко определено – участие граждан в выборах является свободным и добровольным. «Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению».

Отдел политики «СП»