00:00, 29 ноября 2003 года

Катастрофа за счет… налогоплательщиков

Причина - отсутствие средств для продолжения производственной деятельности. В городах-курортах из переполненных мусорных контейнеров течет зловонная жижа, «пухнут» и «жиреют» свалки, в том числе ранее закрытые и несанкционированные, поставляя в почву особо охраняемого эколого-курортного региона всю таблицу Менделеева, а в воздух – непередаваемое амбре. Жители Кавминвод все это время обрывают на заводе телефоны, требуя объяснений «мусорному беспределу». По инициативе общественных организаций КМВ, Пятигорского городского совета ветеранов, казачества 18 ноября на заводе состоялась встреча лидеров этих организаций с директором ГУП «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» Владимиром Шестопаловым, на которой он объяснял причины происходящего.

Игры в «непонятки»

«Ставропольская правда» уже неоднократно писала о проблемах Пятигорского мусоросжигательного завода, которые существуют далеко не первый год. Кратко о них напомним. Создан завод был в 80-х годах для свое-временного и полного уничтожения бытовых отходов с целью сохранения экологии курортного региона. На тот момент финансирование работы предприятия велось из краевого бюджета, что стало «экономически нецелесообразным» после входа нашей державы в рыночную экономику.

Исследования, проведенные ПТЭКом в 1995-1996 годах, показали, что не менее 20% всех собираемых на КМВ твердых бытовых отходов образуют предприятия и организации небюджетной сферы и индивидуальные предприниматели. Посему, начиная с 1996 года, предприятие обращалось в министерство жилищно-коммунального хозяйства, к главам городов Кавминвод с предложением о пересмотре проводимой финансовой политики в области обращения с отходами. Доказывалась необходимость брать плату за переработку ТБО со всех категорий пользователей, но реализация этого предложения была осложнена отсутствием должных законодательных актов. И даже после принятия в 1998 году федерального закона «Об отходах производства и потребления» предложения ГУП ПТЭК встретили непонимание со стороны администраций городов КМВ.

Ситуация не изменилась и с выходом постановления губернатора СК от 25.11.98 г. «О стабилизации экономического положения государственного предприятия «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», в котором четко указывалось на необходимость заключать договоры со всеми предприятиями и организациями, направляющими отходы на переработку, исключительно на условиях оплаты. Только в 2000 году в тарифах спецавтохозяйств были учтены затраты на оплату услуг ГУП ПТЭК.

Ну а дальнейшему можно только изумляться. Если в 2000-2001 годах при заключении договоров спецавтохозяйства городов Кавминвод до 15% завозимых отходов относили на предприятия и организации бюджетной сферы, то в 2002-2003 годах, с возобновлением финансирования услуг по переработке ТБО из средств краевого бюджета, практически весь объем завозимых на завод ТБО заявлен как собираемый у населения и бюджетных организаций. При этом объем поступления мусора не только не снизился, а рекордно возрос по сравнению с предыдущими годами…

Напрашивается вывод: или население как-то уж чересчур много мусора производит, а предприятия небюджетной сферы и частные предприниматели – святые, не оставляющие на бренной земле следов своей деятельности, или некие чиновники решают свои проблемы с отходами за счет средств краевого бюджета…

Сироты казанские

После неоднократных обращений ГУП ПТЭК с требованием проверить контрагентов, не оплачивающих заводу услуги по переработке мусора, была проведена аудиторская проверка тарифа спецавтохозяйства г. Пятигорска. Результаты аудита показали, что спецавтохозяйством было скрыто реальное количество «прочих» потребителей, а количество бытовых отходов, вывозимое от этих «прочих», реально составляет 24,8% от общего объема собираемых ТБО. В реестрах же, представленных в министерство ЖКХ края, «прочих» потребителей показано только 3%... Не правда ли, напоминает сюжет бессмертного творения Ильфа и Петрова, когда Остап Бендер обнаружил на кухне богоугодного заведения весьма упитанных «сирот», которые, по словам бедных старушек, «всю капусту сожрали…». Министерство жилищно-коммунального хозяйства сообщило начальнику МУП «Управление городского хозяйства» Пятигорска Ю. Вишневскому о том, что «…вследствие недостоверных данных отвлекаются значительные суммы средств краевого бюджета».

Материалы аудита были направлены в администрацию города для принятия мер. И…ничего не случилось. Только количество мусора, поступающего якобы от населения, увеличилось пропорционально свежеоткрытым кафе и другим «мусоропроизводящим» объектам частного бизнеса. Более или менее похожая картина наблюдается и в других городах КМВ.

И пока некие «сироты казанские» экономят себе «на сладкую жизнь» мусорные денежки, из-за отсутствия средств и перспектив на их получение продолжение производственной деятельности ПТЭКом - оказание услуг по переработке отходов - стало невозможным…

«Мы не можем работать на голодный желудок»

…Утренние рабочие часы перед встречей с общественностью директор ПТЭКа провел, читая заявления от работников завода: «…Работы в области продуктов ТБО не могут выполняться, так как люди недоедают, физически ослаблены, семьи живут впроголодь, растут долги за квартиру… Требуем выплатить заработную плату за сентябрь-октябрь 2003 года», «…Невозможно работать на голодный желудок в зловонии, с постоянной мыслью – чем накормить детей…».

Уже перед самым началом встречи еще пачку заявлений принес технолог – с покрасневшими после ночной смены глазами: «Мы так больше жить не можем, но никто уходить не собирается, обанкротить завод мы не дадим…».

Выплеснувшийся на бумагу поток эмоций работников ПТЭКа спровоцировало случившееся накануне ЧП. Во время рабочего дня на заводе умер слесарь из подрядной организации. Человек начал жаловаться на изжогу и «комок в горле», пошел переодеться, чтобы уйти домой, в раздевалке его и нашли…

Эта смерть вызвала у людей, помимо шока от случившегося, вполне обоснованные опасения – в последнее время из-за безденежья многие работники завода перебиваются с хлеба на чай да на картошку, поскольку мусоросжигательный завод является для них единственным источником дохода. И попробуй, посиди пару месяцев без зарплаты над зловонной горой мусора – никакое здоровье не выдержит…

Сегодня люди хотят одного - получить заработанные деньги и запустить производство, чтобы спокойно жить и работать дальше, и не к директору их претензии – по состоянию на 1 ноября задолженность коммунальщиков края перед заводом составляет 27,05 млн.рублей. Но денег нет и не предвидится. Трудовой коллектив завода отправил в министерство ЖКХ, строительства и архитектуры СК и депутата Госдумы РФ В. Катренко письмо, в котором подробно рассказывается, как ПТЭК, в свое время созданный для того, чтобы мусорные свалки не поганили экологию курорта, «дошел до жизни такой», и убедительно доказывается, насколько он нужен региону.

Кто виноват и что делать?

Все вышеизложенное директор ГУП ПТЭК Владимир Шестопалов подробно рассказал на встрече с лидерами общественных организаций региона, членами президиума Пятигорского городского Совета ветеранов и казачьими атаманами.

- Сегодня города Кавминвод, в частности Пятигорск, очень сильно загрязнены, – констатировал он. - Мусор вывозится неритмично, каждая точка, где стоят мусорные контейнеры, является источником инфекции – лазают собаки, кошки, течет мусорная жижа. В последние дни на наше предприятие обрушился шквал звонков – почему вы не работаете? Люди, видимо, сначала звонят в спецавтохозяйства, а они их отправляют к нам – дескать, это завод мусор не принимает. И стали мы для населения неким источником зла – вроде не исполняем свои функции. Но остановка предприятия стала логическим завершением сложившейся ранее ситуации.

В своем интервью одной из газет руководитель администрации Кавминвод В. Михайленко касался темы обращения с отходами в регионе. В частности, он подчеркнул, что в федеральном законе четко расписаны все задачи государственной политики в этой области - основополагающими являются принципы охраны здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия.

Однако в силу ряда субъективных и объективных причин в регионе КМВ реализации федерального закона, по существу, нет.

Что же это за субъективные причины, или, точнее, что же это за субъекты, из-за которых этот закон не реализуется? Я понимаю так, что это конкретные чиновники, которые закон попросту игнорируют. Почему же они еще находятся на своих постах? В этом же интервью говорится, что на основании федерального закона запрещается захоронение отходов на территории курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон. То есть на всей территории КМВ. Однако в регионе используется устаревшая система по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и размещению отходов, которая не соответствует природоохранным требованиям и является причиной многих экологических проблем. Дело в том, что экосистема региона Кавминвод - живой и крайне чувствительный к вредным воздействиям организм…

Умирающие источники

Формирование минеральных вод – сложный и по сей день до конца так и не изученный процесс. В насыщенную газами и солями воду, поднимающуюся под давлением из подземных недр, добавляются воды поверхностные – дождевые, талые, речные, озерные. Роскошные луговые степи и субальпийские луга региона, богатые лекарственными травами, тоже оказывают влияние на лечебные свойства минеральных вод, насыщая почвенные воды уникальными микроэлементами. Кроме того, по гипотезам некоторых ученых, лечебные свойства минеральных вод прежде всего связаны с положительным энергоинформационным воздействием на человеческий организм. Проще говоря, вода передает нам положительную информацию и энергетику природы, которая лечит. Ну и какая «положительная» информация, не говоря уж о солях и микроэлементах, может попасть в целебные источники вместе с профильтрованными сквозь мусорные свалки поверхностными водами?

Недавно, на краевой экологической конференции начальник управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Н. Панасенко, пожалуй, впервые на официальном уровне подтвердил, что в связи с бактериальным загрязнением прекращена эксплуатация семи минеральных источников в Пятигорске и Ессентуках, в Железноводске не эксплуатируется Баталинское месторождение. Половина знаменитой воды «Нарзан» используется только после предварительного обеззараживания…

Весь регион Кавминвод - это «лоскутное одеяло» водоохранных зон – с первой по третью. В некоторых местах не то что свалки устраивать - массовый выпас скота запрещен по законодательству. Так что по большому счету каждое ведро отходов, высыпанное на землю региона, рано или поздно нанесет вред в виде бактериологического и химического загрязнения уникальных целебных вод региона, благодаря которым вот уже 200 лет и существуют курорты. Но – сыплют. И не ведрами, а КамАЗами, ни на секунду не задумываясь о том, а что же останется даже не будущим поколениям, а живущим ныне россиянам от бальнеологических курортов федерального значения. Можно понастроить роскошные здравницы и отели, наладить головокружительный сервис, но если умрут источники – не станет и курортов Кавказских Минеральных Вод...

Воздуху завод не угроза

Периодически в регионе можно услышать мнение, что мусоросжигательный завод даже в большей мере, чем свалки, наносит вред экологии, поскольку он «дымит» и выбрасывает в атмосферу вредные вещества, образующиеся при сгорании отходов. Это не так. ПТЭК, несмотря на все финансовые сложности, активно занимается модернизацией своего оборудования, чтобы свести к минимуму вред от выбросов в атмосферу. Сегодня применяемые на ПТЭК технологии позволяют вести процесс утилизации отходов с соблюдением самых жестких требований по экологической безопасности - это подтверждено международной комплексной экспедицией по изучению загрязнения воздушного бассейна курортов, организованной Институтом физики атмосферы им. А. М. Обухова с участием Аналитической лаборатории Российского космического агентства ЦНИИ машиностроения и научно-производственного объединения «Тайфун» Росгидромета. Так что воздушному бассейну КМВ завод – не угроза, а пользу при условии правильной постановки дела трудно переоценить.

- Сжигая мусор, мы его обеззараживаем, – пояснил собравшимся В. Шестопалов. - Температура процесса от 850 градусов и выше. Вся органика сгорает…С 1990 года мы сожгли и стерилизовали около 1,5 миллиона тонн мусора - огромную гору! А вот теперь стоим по той причине, что денег на содержание нашего предприятия в крае нет…

Так за что же мы платим?

В области обращения с отходами начата разработка краевой целевой программы, проводятся проверки свалок, осуществляются экологическая экспертиза строительства новых полигонов и реконструкция действующих – словом, власть всерьез забила тревогу. Правда, пока не ясно, как будет задействован во всем этом ПТЭК – с учетом сложившейся на заводе ситуации.

У коллектива завода свой взгляд на этот вопрос, который тоже был высказан на встрече с общественностью. Что получит население Кавказских Минеральных Вод после закрытия предприятия? Мусор образовываться перестанет или хозяин частной свалки «Арго», расположенной в нарушение всех федеральных законов на границе второй и третьей охранных зон , будет бесплатно оказывать услуги? Нет. Потеряв конкурента в лице мусоросжигательного завода, полигон почти наверняка поднимет тарифы на свои услуги, и они в конечном итоге лягут либо на население, которому опять повысят платежи за «коммуналку», либо на бюджет края. И за что заплатит население, если мусор не будет сжигаться – то бишь, обеззараживаться? Получается, что за загрязнение особо охраняемого эколого- курортного региона.

Или еще вариант - в целях экономии будут задействованы старые свалки, расположенные в городской черте, хотя федеральный закон запрещает захоронение отходов на территориях городских и других поселений. К примеру, в Пятигорске есть старая свалка, расположенная в районе ул. Пожарского – фактически в черте города, которая сегодня рекультивируется за счет федеральных средств. Имеется отчет, в котором говорится о том, что из-под этой свалки вода выходит с превышением в десятки, а по некоторым показателям - в сотни раз предельно допустимых концентраций загрязнения! В 2000 году жители Пятигорска исправно оплачивали услуги ПТЭКа, а фактически в течение пяти месяцев мусор возился на эту свалку. То есть пятигорчане оплатили загрязнение собственного города. При этом Пятигорск имеет перед мусоросжигательным заводом задолженность в несколько миллионов рублей. И у работников ПТЭКа возникает законный вопрос: куда же пошли деньги, собранные у населения города?

Экологически чистая свалка

Такой изумительный по своему смыслу плакат видели представители общественности на одной из кавминводских свалок – как говорится, без комментариев… Посему и мнение собравшихся было единодушным – за завод надо бороться, чтобы свалок, даже «экологически чистых», в регионе было как можно меньше. От имени кавминводских казаков атаман Пятигорского отдела ТКВ С. Лысенко предложил обратиться с открытым письмом к губернатору А. Черногорову как к гаранту законности в крае. Предложение было единодушно поддержано. С. Лысенко также сообщил, что казаки в случае необходимости готовы выставить пикеты и не допустить вывоз мусора на закрытые и стихийные свалки.

Особое удивление сложившаяся ситуация вызвала у членов президиума Совета ветеранов Пятигорска, которые регулярно инспектируют ПТЭК и считают, что это одно из немногих предприятий, на котором действительно есть культура производства. Более семи лет завод пытается запустить в эксплуатацию паровую турбину, которая позволит не просто снизить тариф и высвободить средства, а еще и платить бюджету деньги, обеспечить электричеством целый микрорайон. В настоящее время Госстрой РФ пообещал выделить 20 миллионов рублей для того, чтобы завершить этот проект. Казалось бы, надо чуть-чуть поддержать завод, и он сделает прорыв. Ан нет… Частные инвесторы летают над заводом «стаями» – отмечают ветераны, и кого-то, видимо, не устраивает лишь одно - то, что завод является государственным...