00:00, 28 ноября 2003 года

Идут по земле скоморохи...

Это будет веселое и яркое зрелище. Мы же сегодня перелистаем страницы жизни и судьбы артиста.

Cперва нужно описать утро ноября, начало девятого. Холодное фойе краевого кукольного театра – холодное, потому что, как известно, здание ремонтируется уже лет десять, в нем только репетируют, а потому плохо топят. Затем - небольшую группу актеров здесь же, на фоне сундуков с реквизитом. Ждут автобуса. Наконец он подходит: это старая-престарая «Кубань», тоже очень холодная внутри. До детского садика, где артисты будут показывать спектакль «Теремок», езды минут двадцать. По дороге Женя Колбас острит, Володя Грищенко рассказывает, как в поликлинике ему удаляла зуб практикантка, а Рашит Темниханов молча смотрит перед собой.

В маленьком садиковском зальчике, оглядевшись, решают, где, собственно, будет сцена, потом сами ставят декорации и свет. Актрисы Люба Щербакова и Лена Куликова помогают работникам детсада расставлять стульчики. Приводят малышей, воспитательницы несколько нервно договариваются, как их рассадить, чтобы старшие не заслоняли младшим. Шум, суета. Праздника ничто не предвещает… Но господа артисты уже успели переодеться за ширмой, взяли в руки кукол. Звучит музыка, включаются софиты. Сказка началась! Сорок минут полного, ничем не замутненного детского счастья.

*******

Рашит Темниханов служит в Ставропольском краевом театре кукол двадцать пять лет. Сыграл в 60 спектаклях. Но впервые вышел с куклой перед зрителями значительно раньше. Это было в родном Саратове, в кружке ЖЭКа. Ему шел десятый год, играли перед родителями. На всех детских снимках, сделанных в школе или в пионерском лагере, он «в образе»: то с приклеенными усами, то с деревянной саблей. Было понятно, что дорога у него одна: в Саратовское театральное училище. Он выбрал отделение актеров кукольного театра. После окончания училища предлагали остаться в Саратовском ТЮЗе, тогда одном из лучших в стране. Но, как говорит его жена Ирина, тоже актриса, он не предал кукол. И поехал по распределению в Ставропольский кукольный театр, у которого и тогда своего помещения не было.

Про таких, как Рашит, на профессиональном жаргоне с уважением говорят: «кукловод». Что означает – мастер. Человек, чувствующий куклу продолжением себя или одним целым с собой. Но в то же время – отдельным, живым существом. Сам он объясняет, что это похоже на игру в шахматы. Фигуру двигаешь своей рукой, исходя из своей интуиции, - но есть на доске и другие фигуры, дружелюбные или враждебные к ней, и ее собственные отношения с ними.

И вот актер Темниханов впервые смотрит на изготовленную театральным художником к новому спектаклю куклу и пытается понять, какой у нее характер. Веселая она или грустная? Похожа ли на него? Как им будет вместе и что от себя он может ей дать? Однажды долго не получалась роль Кота в сапогах, пока не понял, что кукла слишком статична – в намертво прикрепленной к голове шляпе, неудобном плаще. И тогда он ее переделал сам: шляпу стало возможно снимать и раскланиваться, в плащ заворачиваться, распахивать. Изменился темпоритм роли, пластика: этот Кот крался, хватал, убегал. Он был авантюрист. Кураж, энергетика – все было от Рашита, но появилось, когда руки артиста сделали куклу удобной для него. Он всех своих кукол обычно для себя переделывает или чинит сам, и это тоже свойство настоящего мастера жанра, «кукловода».

Темниханов любит добавлять персонажам характерности, для него важно найти деталь, черточку, которые проявляют суть образа.

Так, его Кащей Бессмертный в «Царевне-лягушке» все время ронял «из себя» то руку, то ногу, такой был на вид дряхлый и беспомощный. Но стоило ему почувствовать опасность, как он весь подбирался, напружинивался – куда сразу девался немощный дедушка! А у Козла из «Кошкиного дома» походка «шоркающая» (шорк-шорк), и как ни пыжится он выставить себя сильным и значимым, видно, что времена его прошли и власти у него нет. Прочитывается даже прошлое отставленного от дел партократа.

И все Волки его поэтому были разными, и все Лешие не похожи друг на друга…

*******

Из режиссеров, которые оставили в его творческой жизни важный след, Рашит называет Людмилу Дроссман и Константина Мохова.

Людмила Гаральдовна Дроссман воспитала два поколения актеров Ставропольского театра кукол. Она была талантливым педагогом, видела каждого, умела определить для молодого артиста цель и траекторию развития, что весьма важно и бывает на театре не всегда. При ней Темниханов начинал. Энергия в нем тогда так била ключом, что вместе с женой Ириной, вернувшись после работы в театре, они еще устраивали театр дома – ставили кукольные спектакли с детьми своего подъезда прямо на лестничной площадке. До сих пор к Ире иногда подходят на улице выросшие бывшие девочки с детскими колясками или тяжелыми сумками и вспоминают, как репетировали «Золушку» на лестнице…

Краснодарский режиссер Константин Мохов появился в его жизни, когда пришла зрелость. Мохов вел актерский курс в Ставропольском училище искусств и поставил в театре несколько спектаклей. О работе в одном из них, называвшемся «Соловей и император», Темниханов говорит, как о лучшей своей роли. Это был образ многогранный, сложный. Советник императора, который, пожалуй, за императора и правит, для которого возможность стоять над людьми оправдывает любую подлость, всякое собственное унижение. Он был то нагл, то подобострастен; хитер, жаден до власти почти по-детски. Играть так было очень интересно, как и работать с такой системой кукол. Они надевались сверху до пояса, а ноги актера были прикрыты длинной восточной юбкой.

Мохов научил Рашита играть на сцене в полный рост. Что и раньше, впрочем, приходилось делать, «петрушечный» театр за ширмой сейчас увидишь не так уж часто. Но с этим режиссером пришло раскрепощение и осознание возможностей своего тела. И еще – никогда так не работала его актерская фантазия, как в спектаклях, поставленных Моховым. Это был толчок к самопознанию, развитию на том этапе, когда одной энергетикой актеру не обойтись, нужна философия жизни. А во многой мудрости, как сказано, много печали…

*******

О том, что Ставропольскому кукольному театру плохо живется без стационара, без своего дома, из нашей журналистской братии кто только не писал. Ворох публикаций, радио- и телесюжетов, вплоть до самых свежих. Не хочется повторяться, но и не сказать здесь нельзя.

Работая в детских садах и школах, актеры-кукольники делают доброе дело: они дают малышам возможность живого общения с театром. Но они не могут дать самой атмосферы театра, театральной культуры. Длящаяся давным-давно ситуация обделила не одно поколение детей.

Но она обделяет и актеров. Когда в зале дети вместе с родителями, спектакль, даже самый малышовый, какими-то обертонами и полутонами обращен и ко взрослым. А есть постановки, которые можно было бы играть именно для взрослых. Куклы сейчас – весьма востребованная часть театральной эстетики, об этом говорят многочисленные престижные фестивали. Театр, не имеющий своего дома, безвозвратно отстает от времени.

Рашит Темниханов это понимает. Он думает об этом, когда едет на спектакль в очередной детский сад и когда возвращается после спектакля… Во время же спектакля он и его товарищи играют – от всей души, невзирая на только что собственноручно разгруженные декорации и недостаток из-за этого времени войти в образ «по Станиславскому». Спасибо им за это.