00:00, 28 ноября 2003 года

Бабушкиному призу - УРА!

Екатерине Алексеевне Гладкой из села Малая Джалга весной исполнится 80. Ни ей самой, ни подружкам не верится, что промелькнуло столько лет. Но баба Катя не отчаивается, душой она все равно молода. Всегда в курсе всех событий, знает, что и в Думе творится, и в Ираке, ну и в крае, само собой. Потому что читает «Ставропольскую правду», как она сама говорит, от корки до корки. Даже предвыборные речи кандидатов в депутаты – плюется, бурчит, а все равно читает. Очки у нее – «плюс пять» - постоянно под рукой. Соседка придет – она и ей что-нибудь процитирует.

А еще Екатерина Алексеевна обожает всякие конкурсы. Вот и минувшей осенью взяла да и написала письмо в «Ставрополку» с пометкой «День рождения газеты». О жизни своей немножко рассказала, пожелтевшую от времени газету выслала и … стала призером конкурса. Подарок, правда, компьютер ей выдал не совсем подходящий: школьный ранец. Это мы так решили, что не подходящий. Однако победительница ему очень даже обрадовалась. Разгадка прискакала с улицы через несколько минут после приезда корреспондента и сразу закричала «ура!». Шестилетней Иришке ранец понравился, и цвета оказался самого-самого любимого – красного. Вот теперь она по-настоящему захотела в школу. Жаль только, что ждать ей этого счастливого момента надо аж до будущего года.

Внучкина радость – бальзам для бабушкиного сердца. У нее самой разве такое детство было… В шестилетнем возрасте ее как раз раскулачили. Семью выслали на Урал. Южанам тот климат – что смерть. Каким-то чудом смогли-таки удрать да вернуться хоть и не в родной дом, но все ж на Ставрополье. Но и тут жизнь была не мед. Мать устроилась в артель – ездили в соседнюю Калмыкию соль добывать, а двое младшеньких – на Катиных руках. Голод был страшный: траву молочай ели, смолу на деревьях собирали – это была такая вкуснятина. Однажды повезло – ведро воды из колодца вытащили, а в нем – воробей утонувший. Общипали его, сварили, мясным бульоном согрелись.

Мама была на заработках уж недели две, как вдруг заболели дети. Кате в детском саду сказали: «Забирай их, лечи». А ей самой-то лет 7-8 было. Плакала над малышами, чем могла, кормила. Однако брат умер, а на другой день и сестренка. Пока матери через нарочного сообщили о беде, пока она приехала, девочка сто раз от горя и страха сама умирала.

Вот такое оно было, бабкатино детство. Школу все же закончила – 8 классов. До войны это считалось хорошим образованием. Потом в колхозе работала, замуж вышла. Муж начальником почты был. Жалко – болел, рано умер. Екатерина Алексеевна его место заняла, больше тридцати лет проработала. В 1992 году ушла на отдых – ведь почти до 70 лет трудилась. Так бы и жила-радовалась всем благам пенсионного возраста , да три года назад ворвались в дом лихие люди, стали ей угрожать и требовать денег. А денег не было – все отдала на свадьбу внука.

Дальше как в боевике: взяли утюг, воткнули вилку в розетку… До сих пор на теле Екатерины Алексеевны следы тех пыток. Непрошеные гости, судя по внешности и акценту, кавказцы, отобрали у нее кошелек с 10 рублями, прихватили телевизор, мешок муки и скрылись. Второй мешок тоже хотели унести, да соседка их спугнула: пришла газету попросить и обезболивающую таблетку: зуб на ночь глядя расходился.

Через некоторое время грабителей задержала ипатовская милиция. Телевизор передали коллегам в Апанасенковский райотдел, потом бабушкины родственники привезли его в Малую Джалгу. Только Екатерина Алексеевна его не смотрит. Предпочитает читать «Ставропольскую правду». С ней она не расстается с 1959 года – с тех самых пор, когда стала работать на почте. А подружка ее – Мария Степановна по-прежнему ходит к ней в гости. Поболтать на женские темы, а заодно попросить с собой газету.