00:00, 22 ноября 2003 года

Театр как первопричина творчества

За свою жизнь Леонид Черный написал декорации к 170 постановкам в театрах Ростова, Ставрополя, Казани, Курска, Пятигорска, Нальчика, Грозного, Тюмени и Читы – этот список можно было бы продолжить. Он был участником всероссийских и всесоюзных выставок живописи и графики в Москве, его персональные выставки с успехом проходили в Ставрополе, Ростове, Владикавказе и других городах. Тем не менее поверить, что Леонид Анатольевич достиг такого серьезного возраста, трудно...

Он по-прежнему много работает, и такое ощущение, что умудряется находиться в трех местах одновременно: в Ставропольском краевом академическом театре драмы имени Лермонтова, где заведует постановочной частью и где вчера состоялась премьера нового спектакля «Валентина», художником-постановщиком которого он является; в его мастерской, где работает над живописными полотнами; наконец, в Ставропольском художественном училище, в котором преподает с 1977 года. И юбилейная выставка – полностью в его стиле. Она называется «Черный и ученики», из чего ясно, что на ней представлены не только его работы, но и работы его учеников. С этого и начался наш разговор с художником.

- Леонид Анатольевич, как возникла идея отметить свою круглую дату такой выставкой?

- Мне показалось, что это будет очень логично. В свое время я закончил школу-студию МХАТ имени Немировича-Данченко. Сейчас, на том же мхатовском отделении, готовящем театральных художников, учатся двое ребят из моего последнего выпуска в Ставропольском художественном училище – Василина Очередная и Владислав Огай. Я как бы через учеников вернулся к своим истокам. Дороги мне и другие мои ученики, чьи работы тоже выставлены рядом с моими. Это Владимир Лунник – главный художник Елецкого театра драмы, Андрей Бобрышев - известный в Ставрополе театральный художник и дизайнер, Лилия Клочко, работающая в жанре горячей эмали, Елена Романова и Наталья Петриченко, очень интересная художница Светлана Александрова, создающая авторские коллекции кукол. Почти все они являются членами Союза художников или Союза дизайнеров России. Как их педагог я, возможно, был первотолчком для того, чтобы они сделали свой выбор, у кого прямо, а у кого опосредованно связанный с театром.

- Связали всю свою жизнь с театром и вы. Конкретно – со Ставропольским академическим театром драмы. Было время, когда вы из него ушли, теперь снова вернулись…

- Театр – такая штука, чем больше его ненавидишь, тем больше любишь. Но я из него по-настоящему никогда и не уходил. Даже, когда перестал быть главным художником, продолжал оформлять спектакли.

- Из ваших работ последних лет мне особенно помнятся две: «Конкурс» по пьесе Галина и «Черное молоко» Сигарева. Холодный, неотапливаемый кинозал в «Конкурсе» - какие-то фантастические росписи на окнах с космическими мотивами советских лет, продранный полиэтилен на стульях… И поезд, несущийся в никуда, из «Черного молока». Состояние неопределенности, промежуточности нашего времени. Это было ваше собственное настроение или настроение драматурга, режиссера?

- Знаете, у художника, работающего в театре, другое положение, чем у свободного живописца. Вот у Пикассо, например, был розовый период, был голубой… А у театрального художника он может быть розовый, а спектакль требует работы совсем в другом цвете. Но, в общем, эти годы нестабильности, перестройки всего и вся затронули каждого из нас. И все же нынешнее время нравится мне своей мобильностью, возможностью выбора.

- Вчера состоялась премьера спектакля «Валентина» по Александру Вампилову, где вы работали как художник-постановщик. Пьеса написана в 70-е годы. Как вы прочли ее сейчас?

- Мы все, и режиссер, и актеры, и я как художник, хотели вывести зрителя из тупика, в котором живут герои пьесы Вампилова самых застойных лет. В чем-то это чувство тупиковости перекликается с настроением многих людей сегодня. Хотелось показать, что выход в одном – в любви людей друг к другу.

- Актеры обычно говорят, что в декорациях Черного работать удобно. О декорациях «Валентины» я этого не сказала бы.

- Таков был замысел. Там много углов, препятствий. Людям неудобно жить, они вынуждены страдать и искать какой-то выход.

- В вашем творчестве особое место занимают живопись и графика. Работаете ли вы сейчас в этих жанрах?

- Летом вместе со студентами Ставропольского художественного училища побывал на академических дачах в Твери. Ребята писали пейзажи, я тоже привез оттуда серию пейзажей средней полосы России. По-прежнему пишу Кавказ, люблю портретную живопись. Часть этих работ увидят посетители юбилейной выставки.

- Вы все время возвращаетесь мыслями к своим студентам. А сколько всего выпускников у вас было в училище?

- Думаю, человек 120. Это те, у кого я был мастером. А есть ведь еще ребята, которым я просто преподавал рисунок, живопись, графику. Многие из них приехали ко мне на юбилей.

- И последний вопрос. У вас трое детей. Все они так или иначе пошли по вашим стопам. Довольны ли вы этим?

- Доволен. Старший сын Александр – извест-ный в Ростове молодой художник. Дочь Наталья занимается компьютерным дизайном. Младший сын Данила учится в СХУ. У него явно хорошие задатки живописца, но пока непонятно, хватит ли ему упорства и труда, чтобы их реализовать. Хочу надеяться.

- С юбилеем вас, Леонид Анатольевич, дальнейших творческих успехов.