00:00, 22 ноября 2003 года

Деревенская рулетка

Вакханалия стремительно вклинилась в парк авто с «мигалками» на заре российской демократии – в начале 90-х годов прошлого столетия. Поначалу «скорые» стали передвигаться медленнее обычного, но постепенно люди отдаленных поселений вообще отвыкли от услуг «скорой», а некоторые, попросту говоря, дуба дали, так и не дождавшись транспортного средства с фигурой из двух пересекающихся под углом линий. Причина? Тривиальная. Нет бензина. И с годами на свет божий выползло чудовище с этакой обратно пропорциональной физиономией: стоимость горючего повышалась, а ответственность за здоровье и жизнь человека уверенно приближалась к отметке полнейшей индифферентности. Правда, безразличие некоторых бригад «скорой помощи» лечилось и лечится довольно простым, но эффективным действом: в ходе беседы по телефону достаточно заикнуться о недурной сумме за бензин и потом, естественно, сдержать свое слово…

Селение Стародубское, мощным прямоугольником раскинувшееся вдоль оживленной трассы Буденновск - Минеральные Воды, имеет, казалось бы, завидное географическое положение, расположившись аккурат между двумя степными районными столицами – Буденновском и Зеленокумском. И тем не менее сие большое село оказалось практически «вне игры», то бишь отрезанным от нормальных услуг «скорой помощи», ибо самая южная деревня Свято-крестовского уезда слишком отдалена от Буденновска, и гонять «скорую» туда-сюда достаточно накладно. Зеленокумск гораздо ближе, но это уже другой «штат» - Советский, и помощь оттуда ждать так же наивно, как появления солнца в обложной дождь.

Несмотря на все коллизии, буденновские медработники стараются вовсю, но обслужить дюжину деревень, раскинувшихся в глубинных просторах бескрайней прерии, они просто физически не могут. Своеобразная игра в рулетку – крутящийся диск телефона – бывает, приводит больного в лоно удовлетворенности, когда «скорая» из райцентра поспевает вовремя. Однако прежде, в каком бы аховом состоянии вы ни пребывали, вам предложат провести переговоры по проводам с хозяевами «скорой» из села Архангельского, что в десяти километрах от Стародубского. Но у тамошних товарищей в большом сосуде быстроходного авто, как правило, никогда не бывает бензина. Вот и приходится человеку, хватаясь за сердце, ждать из Буденновска «скорую», которая де-факто вовсе и не является таковой.

Ко мне тут как к человеку, сотрудничающему со многими изданиями, обратилась женщина по имени Елена и поделилась своими впечатлениями, которые свалились на нее недавно. Рассказ, право же, заслуживает внимания.

- Дикие боли в правом боку застали меня врасплох – такого никогда у меня не было… Ну побаливало чуть-чуть то здесь, то там – все относила на возраст – пятый десяток все-таки разменяла. Начала звонить в Архангельское, просила, умоляла, чтобы выслали, значит, «скорую». «Какая, - говорят, - «скорая», у нас она на приколе, бензина нет». Стала звонить в Буденновск, снова, значит, прошу и умоляю… а мне и говорят, что, мол, вашу территорию обслуживает «скорая», дислоцирующаяся в селе Архангельском, позвоните туда, и все образуется… Я им и поведала о бензине. Говорят: «Ну тогда перезвоните нам через пять минут, а мы попробуем за это время с ними потолковать». Потолковали. Но, видимо, так и не уговорили. Короче говоря, помереть можно было с десяток раз, пока, наконец, в одиннадцатом часу ночи не подъехала «скорая» из Буденновска.

А дальше было еще интереснее. Взяв Елену «на борт», машина зарулила потом еще в село Архангельское и забрала в местной больнице женщину, которая пребывала в тяжелейшем состоянии. Долго осматривали доктора Елену, но, ничего опасного не обнаружив, воспользовались классическим паллиативом – сделали обезболивающий укол. Потом начали хлопотать о ее ночлеге. «Сейчас, - говорят, - мы вызовем «скорую» из Архангельского, и она отвезет вас домой». Было уже два часа ночи. Переговоры, однако, зашли в тупик, ибо крутые ребята из сельской больницы запросили за доставку аж двести рублей, коих в кармане Елены, увы, не оказалось.

- Что же у вас за расценки? – поинтересовался хирург у сельских предпринимателей. – Может, вы ослышались? Вы будете везти ее не в Ставрополь, а в Стародубское…

Вот так и провела ночное времечко Елена в приемном покое. А утром, когда боль уступила место надежде, отправилась на вокзал, взяла билет за пять рублей, села в электричку и вернулась в родное село, напрочь отрезанное от цивилизованного мира. Напрашивается вопрос: куда же подевались сельские машины «скорой помощи»? Да никуда они не делись. Передвигаются иногда по деревням, функционируют, значит, стало быть, служат рабочему и крестьянке. Ну, к примеру, транспортируют местных фельдшериц, коих беспокоят иногда дневными телефонными звонками приболевшие граждане. А еще сельские «скорые» незаменимы для транспортировки анализов, которые расшифровывают в райцентре. Кстати. Перед тем как у вас возьмут кровь из пальчика, вам обязательно напомнят о червонце, который следует вытащить из кармана, дабы было за что прикупить горючее для сельской «скорой».

Сюрпляс со «скорыми» в Буденновском районе находится ныне в стадии пышного расцвета, который особенно больно ударяет по чисто степным сельцам и хуторкам, расположенным, как говорится, в тупике.

Ну, а пока… Страдающие от боли жители сельских глубинок Прикумья, накручивая диск телефона, молят Бога о скорейшем приезде дежурных медиков из неблизкой уездной столицы. Авось, удастся выдюжить…

Сергей КОМИССАРОВ