00:00, 18 ноября 2003 года

Жизнь на «вулкане» - не жизнь

Предполагалось, что в работе форума примут участие высокие чиновники из Москвы, известные политические деятели. Однако ни одна из приглашенных vip-персон на совещании так и не появилась. Тему обсуждали ученые, общественные и религиозные деятели, казачество, представители правительств северокавказских республик.

- На наше совещание были заявлены чиновники из администрации президента РФ и Совета безопасности, но по разным причинам они не приехали, – констатировал, открывая совещание, председатель Миротворческой миссии А. Мукомолов, - тем не менее конкретные должностные лица, занимающие достаточно высокое положение, ожидают наших предложений и рекомендаций…

Основной доклад по теме сделал профессор Института этнологии и антропологии РАН Д. Гакаев. Русское население в регионе играет ключевую роль в социально-экономическом и культурном развитии северокавказских сообществ, выступая в роли стабилизатора межэтнических отношений в регионе, внося значительный вклад в экономику и хозяйственное управление, образование и культуру. Кто-то эту мысль наверняка причислит к проявлениям «великорусского шовинизма»… Однако корни проблемы находятся отнюдь не в области межэтнических отношений, а в сферах социально - экономических. Распад СССР и вход России в рынок дали толчок глобальным миграционным процессам. Русскоязычное население потянулось из северокавказских республик во внутренние регионы страны, а представители так называемых титульных народностей Северного Кавказа, проживающие за пределами своих национально-государственных образований, – «домой». В результате многие республики стали практически мононациональными: по данным последней переписи населения, за годы реформ численность русских в республиках Северного Кавказа уменьшилась почти на 30%, численность других нетитульных этносов - на 26%. Причем исход русскоязычного населения происходит не только из охваченной войной Чечни, но и из вполне стабильных и благополучных республик. В результате значительно возрастает доля титульных национальностей, что усиливает центробежные силы, представленные радикальными национальными организациями, многие из которых провозглашают идеи создания независимых моноэтнических государств.

- Дальнейший миграционный отток русских может стать в регионах их прибытия основным фактором «выталкивания» из этих областей России «лиц кавказской национальности», - подчеркнул в своем докладе Д. Гакаев. - Сегодня за пределами региона проживает только чеченцев полмиллиона, сотни тысяч граждан других северокавказских республик. Чеченцы, живущие в Ставропольском крае, Ростовской, Астраханской, Волгоградской, Саратовской областях, куда выезжала и продолжает выезжать из северокавказских республик основная часть русского населения, уже столкнулись с попыткой их выселения из ряда населенных пунктов этих регионов. К тому же основу экономики северокавказских республик, в том числе и их бюджетных поступлений, составляли крупные предприятия, где в основном работали русские рабочие и специалисты. Миграционный отток русских приведет к дальнейшему спаду промышленного производства и как следствие - социально-политической нестабильности в регионе. Республики Северного Кавказа потеряют квалифицированные кадры, научный и промышленный потенциал, где пока еще продолжает работать русское население.

Решение проблемы экономического и социального развития может затянуться на долгие годы. Очень трудно представить, что в ближайшее время занятое в рыночной экономике население титульных национальностей, имеющее каждый день свой «живой рубль», переориентируется на производственные отрасли своих республик. К тому же, как показывает историческая практика, моноэтнические общества имеют значительно меньше ресурсов для выживания и процветания, чем общества полиэтнические…

Особенно подробно Д. Гакаев коснулся проблем русскоязычного населения в Чечне. С начала 90-х республику покинули около 300 тыс. русскоязычных граждан, десятки тысяч погибли от рук бандитов и под бомбежками. И сегодня русские в Чечне – самая беззащитная категория граждан. По разным оценкам, их осталось от 20 до 50 тысяч человек, которые живут под постоянным страхом физической расправы.

- Военная группировка федеральных войск, разгромив крупные формирования боевиков, оказалась беспомощной и беззащитной перед партизанской террористической войной, – утверждает Д. Гакаев, – она не может защитить население. Часть солдат и офицеров деморализована, занимается поборами, торговлей оружием, наркотиками, нефтью и нефтепродуктами. Сегодня в Чечне добывается 1,9 миллиона тонн нефти в год. Значительная ее часть находится в сфере теневой экономики, а выручка от мини-заводов составляет 400 тысяч долларов в день. Ради таких денег можно воевать долго… В Чечне практически не ведется строительство жилья. Из-за хищения средств приостановлена выдача компенсаций за утерянное жилье и имущество. Кадыров недавно заявил: 50% от суммы компенсаций воруют в Москве, 30% - в Чечне. До населения доходит едва ли пятая часть…

По определению профессора, политику федерального центра в ЧР невозможно реализовать в условиях отсутствия социальной среды, а этой средой является модернизированная часть чеченского общества, которая, в основном, выехала из республики, в том числе и русскоязычное население. Сегодня руководство Чечни серьезно говорит о необходимости возвращения и привлечения в республику русскоязычного населения, специалистов - врачей, учителей, инженеров-нефтяников. Однако, как считают эксперты, высказывания на эту тему пока что можно отнести к разряду «высокой политики».

- Особо следует отметить тот факт, что ни в одном из указов президента РФ и постановлениях российского правительства по Чечне не было заложено механизмов защиты русского населения и решения его животрепещущих проблем, – констатировал Д. Гакаев, – как защитить тех русских, которые сегодня остались в ЧР, как вернуть выехавших? Ответов на эти вопросы пока нет. Но очевидно одно: решение этой задачи должно стать приоритетной как для местных, так и для федеральных властей…

Главной мерой по стабилизации и прекращению оттока русскоязычного населения из Северо-Кавказского региона участники совещания считают создание федеральной программы, согласованной с местными властями и общественностью субъектов РФ ЮФО. Также было высказано предложение по обеспечению реальных прав русского и русскоязычного населения посредством выделения квот для их представительства в органах исполнительной, судебной и законодательной власти, ряд других соображений. Будут ли рекомендации ученых, общественных деятелей и миротворцев воплощены в жизнь, покажет время.