00:00, 11 ноября 2003 года

Ой, вы деньги-господа, вы откуда и куда?

Год от года – «благодаря» федеральным стараниям - основной финансовый документ края становится все более жестким и, как результат, в направлениях расходов проекта консолидированного бюджета-2004 нет ни особых взлетов, ни падений, не говоря уже о новых приоритетах.

Основные характеристики и «бездефицитную» концепцию будущего бюджета министерство финансов края во главе с Т. Погореловой впервые представило на заседании комитета Госдумы СК по бюджету, экономической политике, налогам, собственности и инвестициям. Так, если говорить о доходах, то в связи с изменением законодательства из них как бы уже выпали отмененные местные налоги (за исключением налога на рекламу), налог с продаж и кое-что еще. За счет ряда «увеличений» и «перевода в региональные налоги» московские чиновники планируют компенсировать субъектам РФ эти потери. Речь, в частности, идет о повышении ставки налога на имущество организаций до 2,2% и сокращении льгот по нему. Увеличивается также ставка по налогу на игорный бизнес, поступления от которого переданы регионам.

Если говорить об объеме и структуре расходов, то при их определении учитывалась прежде всего необходимость реализации на территории края решений, принятых на федеральном уровне. Исполнение последних «съест» 94% дополнительных доходов. К примеру, повышение окладов бюджетников и денежного содержания госслужащих и сотрудников правоохранительных органов увеличит расходы консолидированного бюджета на 1 млрд. 347 млн. рублей, ожидаемый рост тарифов на услуги ЖКХ – на 557 млн.

Министерство финансов СК дает понять, что финансовая помощь из центра будет незначительной, что не позволит сколько-нибудь существенно увеличить финансирование отдельных разделов в бюджете дотационного региона. Впрочем, резкого снижения тоже не намечается. На федеральном уровне, как известно, полагают, что сельскому хозяйству и промышленности помогать надо не прямым рублем, а через элементы налоговой политики, в связи с чем и сокращается финансовая господдержка этих отраслей. Ставрополью пойти по этому пути мешают продолжающаяся практика банкротства сельхозорганизаций и неустойчивое положение ряда промышленных предприятий. В следующем году на эти цели запланированы 588 млн. рублей – что, впрочем, на 0,2% меньше, чем в текущем году, в процентном отношении к общему объему трат.

В целом же сохранена существующая структура расходов консолидированного бюджета. Судя по его проекту, больше всего (62%) получит социальная сфера (что позволяет сделать вывод о социальной ориентированности бюджетной политики), правда, внутри нее самой доходы распределены крайне неравномерно: между максимальной точкой (образование – пять миллиардов рублей) и минимальной (культура – полмиллиарда рублей) разница почти в десять раз. На «Другие расходы» планируется заложить 3,6 млрд., на «Жилищно-коммунальное хозяйство» – почти 1,4 млрд., «Правоохранительную деятельность» – 845 млн. Спор разгорелся вокруг упомянутой господдержки предприятий промышленности и сельского хозяйства: депутаты посчитали сумму в 588 млн. рублей явно недостаточной и посоветовали минфину доработать бюджет.

Теперь о тех деньгах, которые мы должны. На 1 января 2004 года государственный внутренний долг края будет состоять только из обязательств федеральному бюджету в сумме 566 млн. рублей. На его сокращение в следующем году планируется направить 124 млн.