00:00, 5 ноября 2003 года

Наркомафия: война уже началась

Подобные семинары-совещания должны пройти во всех остальных округах. Южный федеральный был выбран первым потому, что из-за особенностей геополитической обстановки вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией стоят здесь очень остро… Председательствовал на совещании профессор Московского института МВД РФ, член Союза писателей, автор книг «Встать до счета «три», «Контрольный выстрел» экс-руководитель Управления правительственной информации аппарата правительства России, ныне зам. председателя Госнаркоконтроля России генерал Александр Михайлов.

Новая силовая структура, можно сказать, только что «вышла из пеленок» - Госнаркоконтроль России, согласно указу президента РФ, начал свою деятельность с 1-го июля текущего года. Тем не менее, результаты уже есть – совместно с таджикскими коллегами было задержано 79 кг героина на территории России, ликвидирована нарколаборатория и еще 39 кг героина на территории Таджикистана.

Сформирована новая служба из бывших сотрудников налоговой полиции, представителей отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД и офицеров ФСБ, имеющих опыт работы в данной области. В основную задачу службы входят качественно-новые и эффективные подходы к борьбе с наркотиками и наркоманией, незаконным оборотом наркотиков, в том числе и легальных, контроль за оборотом психотропных препаратов. Госнаркоконтроль также является координирующим органом в рамках правительственной комиссии по реализации целевых программ по борьбе с наркотиками на федеральном и на местных уровнях. На семинаре было высказано мнение, что сроки наказания, которые назначаются судами наркодельцам, слишком малы. В этом Госнаркоконтроль тоже видит повод для своего взаимодействия с населением - в плане создания общественного мнения о неадекватно маленьком наказании за тяжкие преступления в сфере наркобизнеса.

Только по официальным данным, более 500 тысяч россиян стоят на учете в наркологических диспансерах, около четырех миллионов человек регулярно уходят из жизни реальной в мир грез с помощью наркотических веществ, 25% процентов преступлений в России совершают наркоманы… И за всем этим – большие деньги, которые наживают наркобароны, убивая людей сотнями и тысячами….

Еще один немаловажный аспект работы службы – это международное сотрудничество, которое необходимо наладить, дабы эффективно бороться с наркотиками, которые поступают в Россию из-за границы. Как ни печально, но сегодня российские границы открыты для сотрудничества международных преступных кланов и… закрыты для правоохранительных органов.

- Некоторые наши зарубежные коллеги на многие вопросы смотрят только со своей «колокольни», - возмущается А. Михайлов. - Например, процесс борьбы с производством наркотиков в Афганистане американцы оставили без внимания, а нам сказали: «Нас интересует колумбийский кокаин, но не интересует героин, который идет из Афганистана в Россию»…

О том, как обстоят дела на Ставрополье, журналистов проинформировал начальник управления Госнаркоконтроля РФ по СК полковник Александр Клименченко:

- Сегодня перед нами стоят задачи, несколько отличные от тех, которыми занимались отделы милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Мы не станем заниматься мелкими уличными торговцами наркотиками – наша задача ликвидировать зло в корне.

Журналистов интересовал вопрос, как формируются кадры новой службы? Не получится ли, что в новый госорган плавно «перетекут» «оборотни в погонах»?

- При формировании кадров возникают очень серьезные проблемы, – подтвердил А. Михайлов - Президент РФ поставил перед нами задачу - не допустить проникновения уже проросших в преступность сотрудников органов внутренних дел, поэтому отбор идет тщательный. На первом этапе уже забраковали 1300 человек. Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков за последние годы проделало очень большую и полезную работу, но ее формы требуют серьезной корректировки. Когда был создан Госнаркоконтроль, функции УБНОНа частично отошли к нам, частично сохранились за органами внутренних дел. Милиция обладает огромным штатом, агентурным, профилактическим аппаратом. Поэтому состязаться с ней в раскрытии мелких преступлений мы не можем, да нам этого и не надо. Наш уровень начинается с 500 граммов героина – это уже солидный объем. Трения, конечно, есть – как всегда, когда речь идет о профессиональном статусе. Ни один уважающий себя начальник не будет отдавать профессиональные кадры на сторону. Тем не менее мы сами определяем, кто нам нужен, и сами приглашаем на службу…

- Мы уже столкнулись с фактами, когда от имени общественных организаций, за которыми явно стоят определенные люди в погонах, организовывались публикации в СМИ, – рассказал А. Михайлов. - Мол, как же так, ликвидировали УБНОН, создали какую-то ненужную структуру… Для нас совершенно очевидно, кто за этим стоит. Ведь мы берем не только тех, кто реализует наркотики, но и тех, кто их «крышует». В Москве было несколько случаев, когда мы задерживали сотрудников УБНОНа, а на их выручку приезжали со взятками представители различных силовых структур – мы их тоже «одевали» в наручники… Я недавно встречался с зам. генерального прокурора РФ Владимиром Колесниковым, который мне сказал: «Ну, ребята, вам предстоит кровавая война!» И она уже началась. Изъятие тех же 500 граммов героина сопряжено с определенными материальными потерями. Уже идет стрельба, активное сопротивление со стороны преступных группировок. Как только мы подступаем к подножию преступной пирамиды - тут же встречаем ожесточенное сопротивление… То есть нам придется бороться и с преступниками, и с теми, кто этих преступников покрывает…Еще такой факт - очень часто ведется борьба с одной группировкой, торгующей наркотиками, в интересах другой группировки – например, активно «разрабатывается» таджикская группировка, потому что «крышуют» цыганскую. И здесь нам тоже придется очень серьезно разбираться….

Еще один серьезный вопрос, которого коснулся А. Михайлов, – проблема этнической организованной преступности.

- Если мы говорим о таджикской, цыганской, азербайджанской, китайской группировках, то мы должны предполагать, что проникновение внутрь каждой из этих группировок даже оперативными средствами чрезвычайно затруднено. Они повязаны не только языком и обычаями, но и кровными узами. Для нас сейчас этническая преступность - проблема номер один. В России сегодня ни один милицейский вуз не готовит специалистов по борьбе с этническими группировками. В них не изучаются цыганский, турецкий, китайский языки… Без знания которых даже подступиться невозможно к этим группировкам. Я уж не говорю о том, что необходимо знать нравы, обычаи, традиции, уметь этими знаниями пользоваться. Пока что вплотную мы к этому вопросу не подошли, но в самом ближайшем будущем мы будем договариваться с российскими вузами о том, чтобы помимо такого узкоспециального вопроса на последних курсах по желанию студенты могли получать специализацию для службы в Госнаркоконтроле. Нам будут нужны психологи, фармацевты и целый ряд других специалистов высокого класса. Без этого успешной работы не будет…