00:00, 5 ноября 2003 года

Быль про бездомных поросят,

В начале сентября мы сообщали читателям об открытии очередного творческого сезона Ставропольским краевым театром кукол. Радостная вроде бы информация. На самом деле за этим оптимистическим событием кроется настоящая трагедия замечательного коллектива. Потому что условия, в которых он вынужден работать вот уже несколько лет, благоприятными, мягко говоря, не назовешь.

Почти десятилетие старинное здание на проспекте Октябрьской революции в Ставрополе пребывало в списке аварийных объектов культуры. В этом «статусе» труппа продолжала работать, живя надеждами и ожиданиями капитального ремонта. Выходили несколько новых спектаклей в год, ни на день не прерывалась работа с юным зрителем: когда стало просто опасно приводить детвору в собственное здание, театр начал находить подходящие сценические площадки. Чаще всего арендуя то зал краевой филармонии, то зал Дворца культуры им. Ю. Гагарина, а также выезжая непосредственно в школы и детские сады. Нормальным такое положение считать, конечно, нельзя, но, повторяю, жила в театре надежда на будущее. Надо заметить, терпение коллектива поразительно.

И вот в прошлом году дело как будто наконец сдвинулось с мертвой точки: поступили первые два миллиона рублей федеральных средств, и долгожданная ремонт-реконструкция началась. (Реконструкция предполагает большую, чем прежде, приспособленность здания, его внутренней планировки к нуждам и специфике детского зрелищного учреждения). Приведена в порядок крыша – уже хорошо! Надо ли говорить, как это ободрило ставропольских кукольников, чей практически врожденный оптимизм перенес до этого серьезное испытание на прочность? Вера в светлое будущее театра настолько окрепла, что коллектив даже отказался куда либо переезжать на время ремонта, соглашаясь ютиться в паре комнатушек (в остальных полный раздрай). Хотя, признаться, весьма трудно представить полноценную репетицию, например, в помещении, ставшем этакой штаб-квартирой для главного режиссера Григория Гольдмана. Вообразите себе абсолютно пустое пространство примерно десять на десять метров, выщербленные стены, облупившийся потолок и попробуйте «увидеть», как здесь можно работать. Но странные для обывателя обитатели кукольного дома этого не боятся – и не такое видали! Они опасаются другого. Дело в том, что с весны денег на ремонт больше не поступало, а волею столичных авторов бюджета страны на следующий год финансирование данного объекта не предусмотрено. Вот тебе и новая крыша… Под ней – ужасающая картина, которую может рассмотреть каждый, проходя мимо здания театра. Собственно, его уже и театром назвать язык не поворачивается. Впечатление такое, будто со времен бомбежек 1943 года этих стен не касалась рука строителя. Заколоченные досками глазницы окон чернеют зловещими щелями, фасад почти утратил былые архитектурные изыски, превратившиеся в некие бесформенные бугры. И вот в таком виде здание вместе с «жильцами» входит в зиму…

Под жильцами подразумеваются не только люди – режиссеры, актеры, администраторы, декораторы, работники технических служб, хотя им, естественно, приходится нелегко. Но еще есть жильцы неодухотворенные – бессловесный, так сказать, реквизит. Куклы, принесшие столько радости стольким ребятишкам. И поистине уникальные декорации к десяткам спектаклей, составленные прямо в пропыленном фойе, напоминающем скорее этакий предбанник. А где-то еще ютится аппаратура, пусть не новая, так ведь другой нет, а работать надо! Сезон 2003-2004 театр ознаменовал премьерой «Тук-тук, кто там?», просмотр проходил опять-таки на сцене ДК им. Ю. Га-гарина, теперь этот веселый современный ремейк знаменитых «Волка и семерых козлят» маленькие ставропольцы могут увидеть, если театр приедет в их школу или детсад. Между тем труппу покинули два молодых актера, нашедшие более благоприятные для себя условия. Остальные пока держатся, но… Мне почему-то кажется, что испытывать коллектив так долго становится опасно. К тому же, как говорит заведующая труппой театра Дина Бутинская:

- Мы скоро так и до пенсии доживем! Те, кто, как я, отдал родному театру по двадцать пять – тридцать лет… Придет ли за нами новая молодежь, помимо той небольшой группы, которую нам удалось подготовить на базе краевого училища искусств? А нам говорят: ну видите, денег нет, Москва отказалась продолжить финансирование…

Между тем чтобы привести здание театра не просто в порядок, а сделать его настоящим современным Театром, необходимо еще около 80 млн. рублей. Так что же получается: на Москве сошелся клином белый свет?

- Сейчас нам может помочь только Госдума края, если выделит какую-то сумму в краевом бюджете будущего года, но вероятность положительного для нас решения – пятьдесят на пятьдесят, - в голосе директора театра Владимира Губских не просто озабоченность, а искренняя тревога.

Да и как не тревожиться, если с началом ремонта здания не только многократно ухудшились условия труда коллектива, но и само это здание уже не выдерживает натиска времени и погоды. Сколько оно еще сможет вот так простоять? Кстати, об условиях. Труппе предлагали подыскать (!) себе на время более подходящее помещение, только, по-моему, не актерское это дело. Недаром Дина Яковлевна Бутинская убеждена: если начнем заниматься хозяйственными вопросами, о творчестве придется забыть. А это недопустимо, даже в качестве временного варианта. Как убеждена она и в том, что для завершения ремонта здания сегодня нужна прежде всего сильная политическая воля самого высокого краевого руководства. Особенно в случае, если вдруг Дума не найдет средств в очередном бюджете, а такой вариант, увы, не исключен. Надо, наконец, кроме слов о том, что дети – это главное в нашей жизни, и сделать что-то для детей. А с тем, что кроме самого коллектива театра в данной ситуации страдает еще и многотысячная аудитория юных театралов, думаю, никто спорить не возьмется, настолько это очевидно. Пожалуй, уже не одно поколение выросло, по сути, не зная, каков он – полноценный театр кукол. Как Дом, в котором живет совершенно особое искусство, Дом, где все существует и работает только на ребенка, на его душу. (Есть спектакли-сказки в репертуаре Ставропольского театра драмы, но все же это больше театр для взрослых.) Для сравнения: в соседнем Краснодаре успешно действуют даже не один, а два кукольных театра. Это ли не конкретное проявление заботы о духовном, эстетическом воспитании подрастающих поколений? А чем наши дети хуже? (Кстати, в России из всех действующих в регионах театров кукол один лишь Ставропольский не имеет нормального стационара).

Главный режиссер театра кукол Григорий Гольдман тоже уже четвертый год «проходит испытание» в данном качестве, и чувствуется, что ему все труднее справляться с вполне объяснимыми эмоциями. Ведь за ним – творческий коллектив, а у него есть и свои постановочные планы, и здоровые режиссерские амбиции. Несмотря на унылость обстановки вышеупомянутого «штаба», Г. Гольдман увлеченно рассказывает о работах прошлого сезона, о первой премьере нынешнего, о новых задумках. О том, например, почему он предложил такую – свою – трактовку, казалось бы, абсолютно ясной и простой сказки про трех поросят: у него Наф-Наф и Нуф-Нуф – не привычные для нас лодыри, не желающие строить себе жилье к зиме, а… очень романтичные особы, которым ох как не хочется расставаться с безоблачностью лета. Вот они и оттягивают всячески неизбежность зимы, пусть хотя бы своим наивным небрежением к ней! Приглашение на постановку «Волка и козлят» режиссера из Вологды Я. Мэра – еще одна сторона позиции театра: этот постановщик сделал спектакль таким именно, каким его задумал драматург – ярким, веселым, буффонадным. Гольдману ближе иной стиль, более философский, мягкий. Но он понимает, что пьесы всякие важны и нужны, значит, свежий взгляд со стороны только обогатит палитру театра. Сам же потихоньку, исподволь готовится к осуществлению давней мечты: поставить в театре кукол спектакль для взрослой публики. Фантазер, скажете? Да нет, просто человек, живущий любимой профессией. Они здесь все такие, иначе не выжили бы.

Слушая главрежа, мысленно соглашаюсь с его коллегами «по цеху», от которых услышала о том, что сегодня в Ставрополе есть театр Гольдмана. Как творческое лицо, разумеется. Это театр, в котором на первом плане – человеческое в человеке. Даже если на сцене сказка про трех поросят или про всем известный кошкин дом. И как же обидно, что вот это человеческое, прекрасное, чистое живет не творческими, а такими бытовыми тяжкими муками. Тем более что труппа по праву признается одной из самых сильных в России, подтверждением чему – явный успех на многих творческих конкурсах. В течение трех последних лет ставропольским кукольникам от души аплодировали зрители Вологды, Краснодара и Перми, где проходили фестивали, а наши привозили оттуда призы и дипломы…

Сидя в холодной темной «репетиционной», мы с завтруппой и главрежем дружно мечтаем о лучшей доле. Вот бы нашелся добрый дядя-спонсор, который бы дал несколько миллионов детскому театру (есть же у богатых людей дети!), а не какому-то очередному торгово-развлекательному центру, которые в последнее время растут в Ставрополе не по дням, а по часам! Или взять бы да собрать попечительский совет театра из самых влиятельных в крае людей, способных и деньги найти, и вообще двинуть дело…

- Эх, да мы ведь даже президенту посылали вопрос во время прямой телепередачи, а чиновники все обратно «спустили»… Такое ощущение, что они считают театр кукол не творческим коллективом, а неким местом по трудоустройству нескольких десятков человек – и все! – сокрушается Григорий Гольдман. – Еще, наверное, удивляются: чего нам надо? Зарплату-то платят…

О зарплате актерской сейчас и говорить не приходится. Сейчас важнее всего – спасти историческое здание в центре города и как архитектурный образчик, и как, извините за банальное, - очаг культуры уникального – потому что детского! – назначения. Хорошо, если краевые законодатели найдут еще пять –десять миллионов в бюджете, только ведь и этого недостаточно. Значит, что, опять театру продолжать демонстрировать чудеса творческого героизма? Кто-то наверняка скажет, что есть, мол, у нас заботы и поважнее, чем какие-то там куклы.

Опять Наф-Наф и Нуф-Нуф к зиме не готовы…