00:00, 30 октября 2003 года

Наследство в минус три миллиарда

«Я никого не выгонял»

Назначения и отставки в ведомстве проходили тихо и о многих даже журналисты узнали в день проведения пресс-центра.

Самая главная, но прогнозируемая – отставка первого заместителя министра В. Жданова, некоторое время исполнявшего даже обязанности заместителя председателя ПСК (вместо Ю. Тыртышова, уехавшего работать в Москву, в МЧС РФ).

В числе новых ключевых фигур первый заместитель министра Н. Перевертайло, который будет курировать строительный блок. Собственно, его обязанности существенно не изменились, но вырос статус – до первого зама. Другой зам, отвечающий за выполнение функций госзаказчика по капитальному строительству, А. Панасенко ранее возглавлял УКС администрации Ставрополя. Курировать в ранге первого зама самую ответственную сферу – ЖКХ – назначен Ю. Вишневский, бывший заместитель пятигорского мэра.

Прояснилось будущее созданного министерством два года назад агентства по ипотечному жилищному кредитованию, которое почему-то было задействовано в мероприятиях по ликвидации последствий стихии. А. Орешков сообщил, что «долги этого агентства составляют порядка 240 млн. рублей, которые ему должны подрядчики. Оно находится в состоянии судебных споров с ним работать нельзя». Поэтому министерство создало новый ипотечный ГУП «Свой дом» во главе с руководителем В. Жихом, бывшим военным строителем.

Отвечая на вопрос о причинах кадровых решений, вице-премьер заявил, что он «никого не выгонял», тот же В. Жданов уволен с формулировкой «по собственному желанию» и «не получил ни одного слова упрека». Заявленная причина ухода – усталость от различных комиссий – из счетных палат Госдумы, правительства РФ, ГКУ президента, проверяющих, в частности, правильность расходования федеральных «стихийных» денег. Есть комиссии, которые интересуются средствами, направленными в край на реализацию федеральных целевых программ. По словам А. Орешкова, в министерстве постоянно работают 2-3 группы проверяющих, занимая несколько кабинетов». Что же они нашли?

Любить и обещать – ничего не стоит

Разочаруем любителей сенсаций. Комментируя работу комиссий, А. Орешков предпочел употреблять выражение «вскрытые недостатки». Например, вместо аварийно-строительных работ солидные средства были использованы на возведение жилых домов для переселенцев, что не было подкреплено распоряжением правительства.

Другая проблема: не приняты в официальную эксплуатацию (хотя фактически эксплуатируются с конца 2002 года) инженерные сети в Ессентуках и Кочубеевском районе стоимостью 89 млн. рублей.

- Газ подан, вода, тепло идет, дороги есть, - говорит А. Орешков, - но в конце 2002 года вдруг выяснилось, что нет… источника оплаты. А в бюджет следующего года средства не заложили. Меня завалили письмами: дошло до угроз перекрыть сети, не ремонтировать их. Я создал комиссию, выводы такие: на 89 млн. нужно принять работы, ввести сети в эксплуатацию. Но рассчитываться пока нечем. Возможно, какую-то сумму мы оплатим, если в бюджете края в конце года появится профицит, внеплановые доходы. А оставшиеся средства заложим уже в бюджет 2004 года…

Но наибольшее удивление вызывает скандальная история, заставившая около 40 подрядных организаций, задействованных на строительстве домов для переселенцев, в полной мере ощутить глубокий смысл старой еврейской пословицы: «Любить и обещать – ничего не стоит». Сегодня они утверждают, что им недоплатили 220 млн. рублей – разницу между официально установленной стоимостью «квадратов» жилья и сложившейся фактически. Дело дошло до судебных разбирательств.

Суть вопроса в следующем: когда президент приказал обеспечить крышей пострадавших от наводнения (подо что были обещаны баснословные деньги), строители охотно ринулись на заработки. Госстрой РФ в результате конкурса определил, что квадратный метр возводимого жилья будет стоить 6450 рублей. Строители заключили договоры, согласившись с такими расценками, хотя они изначально оказались заниженными.

- Фактически, - говорит А. Орешков, - квадратный метр жилья у них обошелся от 8,5 до 13 тысяч, что следует из их документации. Отсюда и соответствующие претензии: мол, им обещали, что окончательный расчет будет по фактическим затратам. Но никаких дополнительных соглашений к договорам заключено не было.

Фамилии гарантов компенсаций А. Орешков не назвал, хотя догадаться можно, что умудренные опытом строители могли поверить в «честное слово» лишь далеко не последних людей.

Сотрудники Минфина РФ, куда А. Орешков обратился за консультацией, лишь пожали плечами: мол, чего вы там мудрите – договор подписывали на 6450 рублей за «квадрат», и никаких компенсаций из федерального бюджета не будет. Возможно, их найдут в краевом бюджете, хотя, как признал вице-премьер, «нормативной базы (то бишь юридических оснований. – А.В.) для доплаты нет», но «строители были наши, ставропольские, поэтому их жалко». Впрочем, А. Орешков не уверен, что комиссия, которую он готов образовать совместно с минфином края, с точностью подтвердит именно желаемую строителями сумму – 220 миллионов.

По жилью есть и другие недоразумения: под следствием находится немало подрядных организаций, которые получили деньги, но не отчитались в их использовании.

Зима будет точно. А свет?

К отопительному сезону мы подготовились с большими трудностями, в числе последних подключались котельные в Советском районе, где долго «договаривались» о подаче газа. Есть проблемы в Кисловодске. «Мы подготовились, - подчеркнул А. Орешков, - но… никто не гарантирует, что в процессе зимнего периода не может быть допущена такая ситуация, что где-то будет отключена электроэнергия или ограничена подача газа, а значит, и тепла. Потому что неплатежи сохраняются».

Следует признать, что долги ЖКХ края не уменьшились, а, наоборот, выросли, превысив 3 млрд. рублей (без учета так называемой большой энергетики). Если говорить конкретно о структурах, подведомственных министерству, то они должны за поставки газа и электроэнергии более 700 млн. рублей. Главную свою задачу вице-премьер видит в создании условий для погашения долгов, в т. ч. и с помощью реструктуризации. На это нацелены и усилия краевого правительства.

Что реально удалось сделать? Новый директор ГУП «Ставрополькоммунэлектро» В. Кульбицкий сумел договориться с энергетиками о реструктуризации (до марта 2004 г.) задолженности в 40 млн. рублей. Поставщик, ОАО «Ставропольэнерго» , обещает, что в случае оплаты текущих платежей филиалы названного ГУПа – их около двадцати – не будут ограничены в электроэнергии.

Относительно благополучен ГУП «Ставрополькрайводоканал», чего не скажешь о ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс», который, по мнению А. Орешкова, подкосили две вещи: доставшиеся в наследство долги и несвоевременное введение повышающих тарифов. В итоге долг комплекса составляет 177 миллионов. Особенно сильно наседают газовики, поэтому А. Орешков, согласовав вопрос в ПСК и ГДСК, сумел частично решить проблему, взяв обязательство перед поставщиком – «Ставропольрегионгазом» - погасить в декабре 58,7 млн. рублей: именно такая сумма составляет задолженность по бюджету, который и должен рассчитаться.

По-прежнему болезненной остается проблема отсутствия конкуренции на энергетическом рынке края, где во многом «правила игры» диктует монополист ОАО «Ставропольэнерго». Поэтому линия губернатора, которую вице-премьер намерен претворить в жизнь, заключается в создании на базе «Ставрополькоммунэлектро» мощной структуры, куда вольются (разумеется, по доброму желанию) многие коммунальные электросети. Выход этой структуры на федеральный оптовый рынок электроэнергии позволит, считает министр, в перспективе на равных конкурировать со «Ставропольэнерго». Вот такая интересная задумка…

Утром работа, вечером – деньги

В ходе беседы с журналистами А. Орешков неоднократно подчеркивал, что он «является человеком губернатора». Видимо, поэтому основные усилия министерства и средства, которыми оно располагает, были сконцентрированы на выполнении плана первоочередных действий губернатора, в котором длинный список ремонта и строительства газопроводов, водопроводов, школ, больниц и других объектов «социалки». Среди особо важных министр назвал Кумагорскую больницу, роддом в Ставрополе, водовод в Изобильном. Некоторые объекты являются «переходящими» на следующие годы, например, роддом в Красногвардейском районе. Говоря о реализации в текущем году краевой программы госкапвложений, вице-премьер сообщил, что «проходит цифра около 589 млн. рублей» и есть уверенность, что до конца года план первоочередных действий будет выполнен. В 2004 году объемы финансирования этой программы планируется увеличить примерно на 15-18 процентов.

Интересна реакция А. Орешкова на критику, звучащую в последнее время в стенах краевого правительства по поводу реализации на Ставрополье федеральных целевых программ, в т. ч. широко разрекламированной «Юг России» и федеральной адресной инвестиционной программы. Финансирование многих из них – а речь идет о сотнях миллионов рублей – осуществляется из рук вон плохо (или вообще не финансируется), деньги идут с большим отставанием, не все лимиты осваиваются на местах.

А. Орешков уточнил на заседании пресс-центра, что речь не идет о деньгах, «которые дают, а их якобы не используют». Подход центра такой: сначала организации края должны выполнить подрядные работы, предъявить их и лишь затем получить деньги из федерального бюджета. Вице-премьер не стал оправдываться по всему перечню курируемых проектов, но привел типичную ситуацию по трем возводимым объектам в Солнечнодольске, Изобильном и х. Горном стоимостью 15 млн. «Мы отчитались перед Госстроем РФ, - сказал он, - на 5 миллионов, но до сих пор деньги к нам не поступили». Не полностью профинансирована ФЦП «Юг России» (около 150 млн.), особую тревогу вызывает строительство Сенгилеевского водозабора. Министр честно предупредил: если ситуация не изменится к лучшему в ближайшие два года, Ставрополь может остаться без воды.

Что касается случаев неосвоения лимитов, то А. Орешков намерен строго спросить с тех городов и районов, которые выступают в роли заказчиков. Спросить, конечно, можно, но как ни печально, объемы финансирования федеральной адресной инвестиционной программы для Ставрополья в будущем году центр намерен урезать до 140 млн.

Бродят призраки управляющих компаний

Разумеется, журналисты не могли не поинтересоваться, почему растут тарифы на услуги ЖКХ, хотя жилой фонд годами не ремонтируется и люди «уже живут, словно в пещерах».

Правда, по словам вице-премьера, такова: рост тарифов неизбежен – не менее чем на 10-12%, что связано не только с увеличением стоимости энергоносителей, но и, необходимостью компенсировать убытки, понесенные акционерным обществом «Ставропольэнерго» с начала года в результате невведения РЭКом повышающих тарифов. И то, что казалось благом для края тогда, вернулось «дубиной» сегодня: Ставрополье входит в 2004 год с резким ростом тарифов. Смягчить удар помогут жилищные субсидии, которые предоставляются малоимущим гражданам, чьи расходы на оплату коммунальных услуг превышают 22% семейного бюджета. Разницу компенсирует им казна, а финансирование на эти цели с каждым годом увеличивается.

Существуют и другие рецепты снижения платы за услуги ЖКХ – при соблюдении определенных условий. Необходима тотальная установка контрольных счетчиков на воду, газ, свет, тепло, что позволит экономить деньги не только жильцам, но и заставит эффективно работать коммунальщиков. А. Орешков выдал «военную тайну»: 30-35% платежей граждан идут на финансирование как бы запланированных потерь предприятий ЖКХ, возникающих из-за износа сетей. Полно и примеров расточительности, когда огромная котельная обогревает всего пару домов (хотя могла бы двадцать), а платят за это удовольствие, разумеется, жильцы. Ряд таких «монстров» удалось ликвидировать уже в этом году, установив экономичные котельные – в рамках программы энергосберегающих технологий, действующей в крае. По мнению министра, перспективным является строительство домов, где устанавливаются индивидуальные котлы. Такой дом, например, уже введен в Невинномысске и закладывается следующий – 270-квартирный.

По поводу ремонта «пещерного» жилья. Тут особых надежд питать не стоит, хотя жильцы исправно отдают на эти цели немалые деньги, которые включаются в стоимость квартплаты. С нового года (введен соответствующий закон) это бремя переложено на краевой бюджет, но, учитывая, что речь идет об очень большой сумме – порядка 400 млн. рублей, которая вряд ли будет изыскана в полном объеме, «пещерную» проблему решить не удастся. Спасение утопающих будет делом рук самих утопающих. И, следовательно, встает вопрос об альтернативных вариантах. Они имеются.

Перспективным, по мнению А. Орешкова, является продвижение на коммунальный рынок управляющих компаний – коммерческих структур, которые уже хорошо зарекомендовали себя в десятках городов России. Они берут в долгосрочную аренду сети и эксплуатируют дома, собирая плату с жильцов. Причем фиксируют существующие тарифы, не повышая их в течение года, тем самым опровергая жалобы наших коммунальщиков, что эксплуатация жилья – дело убыточное. Вице-премьер изучал опыт их работы: управляющие компании находят средства не только на ремонт домов, но и на такие «мелочи», как занавески на окнах подъездов и горшки с цветами.

Выход таких компаний на краевой рынок, мягко говоря, не приветствуется властями на местах, поскольку наши МУПы и ЖЭКи, по словам А. Орешкова, «боятся потерять хлеб». Сейчас ведутся консультации с руководством Ставрополя, чтобы допустить к работе две управляющие компании (по краю таких восемь). Через пару лет – хочет этого кто-нибудь или нет - таких конкурентоспособных структур будет много.

Пятигорск «согреют»… мусором

Проблема сбора, транспортировки и переработки твердых бытовых отходов на Кавминводах уже давно «как кость в горле» у руководства этого курортного региона. С ней (в смысле с проблемой) уже успел ознакомиться и новый министр ЖКХ.

- Мы сейчас обеспокоены тем, - говорит А. Орешков, - чтобы найти 120 млн. рублей и построить на Пятигорском мусоросжигательном заводе турбину. При ее отсутствии завод, сжигая мусор, просто так выбрасывает в воздух ежечасно 40-50 тонн пара, которые могли бы отапливать город по относительно дешевому тарифу.

Поддержка в этом направлении найдена в Госстрое РФ, есть шансы вклиниться в федеральную программу и получить какие-то деньги. Но параллельно нужно искать частных инвесторов, не дожидаясь помощи центра. В конце концов такие инвестиции не могут быть невыгодными.

Есть и планы строительства пяти мусоросортировочных комплексов в городах КМВ, проектно-сметная документация уже имеется. Аналогичный объект будет построен и в Ставрополе, власти которого передали министерству ЖКХ функции заказчика. Сейчас ведутся консультации по привлечению инвесторов.

Ну и поскольку нынче предвыборная пора, журналисты (памятуя о партработе Ю. Тыртышова) поинтересовались «партийным окрасом» А. Орешкова. Он сказал, что будет симпатизировать – как избиратель – тем кандидатам в депутаты ГДРФ, которые реально помогают краю. Политизированности министерства вице-премьер не допустит.