00:00, 29 октября 2003 года

Долой «пиратов»-адвокатов

«Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Закон «свеженький»: в силу вступил 1 июля прошлого года, однако, как показала практика, уже нуждается в доработке.

Больше всего внимания в связи с этим было уделено порядку внесения в региональные реестры сведений о практикующих адвокатах. На самом деле этот вопрос далеко не формальный. Лазейка, имеющаяся в действующем законе, позволяет в ряде случаев обойти те высокие требования, которые предъявляются к кандидатам в этот список профессионалов. Не получилось, допустим, сдать экзамен на Ставрополье, не беда, можно поехать в другой регион, где квалификационная комиссия еще не сформирована и соответственно занижен «проходной балл». Затем невостребованный на месте, зато аттестованный в другом регионе кандидат в адвокаты возвращается домой и ставит перед фактом краевую палату... По мнению участников совещания, – это мало чем отличается от работы «под черным флагом». Именно так характеризуют тех адвокатов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность без подтверждающих квалификацию документов.

- Квалификационный экзамен, если подкорректировать порядок сдачи, как видит это адвокатское сообщество, может стать достаточно надежной защитой от проникновения в нашу среду недобросовестных специалистов, - пояснил в перерыве корреспонденту «СП» президент адвокатской палаты Ростовской области, член совета федеральной палаты адвокатов РФ, представитель совета федеральной палаты в ЮФО Дмитрий Баранов. – Но мы ничего не сможем сделать, если сам клиент не будет бдительным. Прежде чем нанять адвоката, в обязательном порядке надо убедиться, на законном ли основании оказывает он юридические услуги. И еще. Закон, на наш взгляд, рановато ограничил полномочия сообщества по осуществлению контроля за качеством работы своих членов. Квалификационный экзамен все же не может быть безошибочно точным критерием профессиональной деятельности. А вот практиковавшееся ранее рецензирование участия адвоката в процессе помогло бы не только отсеять недобросовестных, но и подучить недостаточно опытных коллег. Вы спросите, почему мы так много внимания уделяем этому вопросу? Потому что плохая работы некоторых коллег подрывает авторитет всего сообщества. Предлагаемые нами поправки к закону безусловно в интересах клиента.

Участников совещания познакомили с итогами недавнего заседания совета при федеральном управлении министерства юстиции РФ по Южному федеральному округу. В региональные реестры внесены сведения о 8,2 тыс. адвокатов. Судами удовлетворено незначительное число исков о признании незаконными решений об отказе во внесении в реестры (таких случаев 22). Результаты обобщения данных судебных решений направлены в Минюст России. В округе лишь 43 адвоката не избрали для себя форму адвокатского сообщества в связи с чем палатами рассматривались вопросы о их дальнейшем членстве. В Ставропольском крае за нарушение профессиональной этики лишены адвокатского статуса два человека.

Продолжается и законодательная работа по обеспечению качественной адвокатской помощи. Но далеко не все субъекты ЮФО проявляют себя на этом поприще достаточно активно. В их числе Адыгея, Чечня, Северная Осетия-Алания. Наш край выглядит благополучнее многих. В частности, закон о порядке создания юридических консультаций принят пока только на Ставрополье. В числе первых наши законодатели разработали и утвердили временный порядок предоставления гражданам бесплатной адвокатской помощи. До сих, правда, отсутствует механизм компенсации данных расходов. Вместе с тем, ни одного отказа в бесплатной адвокатской помощи тем, кто по закону имеет на это право, в ЮФО не зафиксировано. Адвокаты проявляют сознательность и берегут честь мундира.