00:00, 28 октября 2003 года

Романтическая ретроспектива

Cтарейшие художники, чьи портретные работы выставлены в первом разделе, относились к жизни «по-старому». Над ними витала эстетика XIX века. Два женских портрета А. Победова-Шуйского (1896-1978), московского живописца, написаны таким образом, что иные модели корригируют в сознании зрителя как редкостной красоты цветы - тонкие, изящные, гармоничные в цвете. Знаменитый живописец России народный художник СССР С. Герасимов также пишет юную прекрасную девушку - «Молочница», но уже придает ей черты производственного портрета, наделяя атрибутами труда. Портреты, написанные художниками среднего поколения, богато оснащены бытовыми деталями, отличаются углубленным психологизмом. Особенно выделяются работы талантливого и оригинального мастера Л. Попандопуло «Окончена служба», «В увольнении». Хороши женские образы Г. Киракозова. Его гимнастки грациозны, исполнены внутреннего достоинства. Художница лирического склада Р. Дворянидова представлена двумя удивительно тонкими по настроению портретными работами, кажется, будто сама женственность смотрит на нас, требуя мужской защиты, силы, надежности.

На выставке представлены работы, непосредственно посвященные комсомолу, В. И. Ленину, Великой Отечественной войне (страна комсомолия все-таки вышла из заветов Ильича)… Это теплая по настроению картина заслуженного художника России А. Соколенко «Мечтатели» (1984) и такая же мягкая, неназойливая, широкая работа пятигорского художника В. Леонтовича «Солдаты революции». Словно со старинной фотографии смотрят на нас Н. Островский, Б. Фурманов, Л. Рейснер, И. Бабель на картине кисловодской художницы Л. Петровой. Прямо на зрителя едет, качаясь на телеге, сельский паренек с картины В. Чемсо «Первый социалистический хлеб» (1972). Все эти работы написаны уже не очевидцами событий тех далеких лет, они созданы художниками, отстающими по времени от гражданской войны, революции. Это своеобразная романтическая ретроспекция, разновидность национальной романтики.

Миф о комсомоле как передовом классе советской молодежи особенно волнует потому, что содержит в себе… огромную долю правды! Именно комсомольцы боролись с интервенцией, с разрухой, с безграмотностью, поддерживая своим юным энтузиазмом все, что замышляли коммунисты. В идеологии комсомола и партии было много позитивных моментов государственной политики, почерпнутой еще из просветительских идеалов России XVIII-XIX вв. Лучшая часть молодежи посвящала Отчизне «души прекрасные порывы». И об этом напоминают живопись, графика, скульптура, выставленные в залах музея.

Среди картин и графических листов очень много работ «сурового стиля». Это тоже национальная романтика, тяготеющая к созданию неких образов-монументов, образов-знаков. Суровые, застывшие лица предельно обобщены, замкнуты, пронизаны волей. Это свойственно графическим листам С. Бродского по мотивам повести Н. Островского «Как закалялась сталь», эти же качества отличают графические работы А. Муравьева «Наши декреты», «Мы новый мир построим», «Новые хозяева».

Есть среди графики, представленной на выставке, авангардистские по стилю листы московского художника В. Андреенкова 70-х годов ХХ столетия. Они по стилю и по исполнению переносят нас к «Окнам Роста» Маяковского с его задиристыми трафаретными фигурками красноармейцев и «всяческой контры», побежденной их штыками. Листы более позднего времени – это лирические композиции «У калитки» Е. Кожевникова, «У окна» О. Филипенко. Есть искрометные по своей лубочной яркости листы К. Павлинова – «Агроном женится» и подражающие А. Матиссу по плоскостности, яркости листы московского графика Л. Федотьевой, есть и изящные по цветовой гамме цветные гравюры ставропольца Н. Авсаджанова.

Среди жанровых полотен выделяются искренностью, оптимистически здоровым взглядом на жизнь работы Н. Качинского из п. Иноземцево. Став с юности инвалидом, этот человек работал с упорством, волей к жизни, которой может позавидовать здоровый человек. Его картины «На побывке», «Провода уходят в степь» отражают радость, царившую в послевоенной стране. Радость от простых вещей – труда, отдыха, налаживающейся счастливой жизни.

Каждый из представленных художников видит молодость по-разному, по-разному чувствует свое время, но все они доносят до нас нечто сокровенное, общее – неповторимую свежесть юности.

Софья БАРЕР