00:00, 22 октября 2003 года

Опера под золотым небом

А теперь вообразим себя зрителями оперного театра. Магическое освещение сцены, роскошные костюмы артистов, чарующая музыка, волшебные голоса. Эпитеты здесь уместны. Воздействие оперного спектакля поистине терапевтично. Это как заколдовать человека для счастья хотя бы на несколько часов.

Кстати, нашим соседям краснодарцам ничего подобного воображать не надо. У них оперный театр уже есть. И есть знаменитый Григорович, да-да, тот самый. Его в свое время специально пригласили для освоения коллективом мирового балетного репертуара, и это случай, когда почти запредельная мечта стала реальностью благодаря волевому устремлению.

Теперь уже, наверное, почти никто не помнит, как лет 20 назад, в бытность В. Маркарьянца первым секретарем Ставропольского горкома КПСС, мысль создания в краевом центре оперного театра была тоже близка к реальности. К этому времени в городе построили Дворец профсоюзов, сцена которого при определенном оснащении могла претендовать на оперную. Велись конкретные расчеты и организационные переговоры. Главным хормейстером будущего театра пригласили из Казахстана ныне известного в нашем крае заслуженного артиста России, доцента СГПИ, преподавателя регентского отделения Ставропольской духовной семинарии Валерия Короткова. Кстати, первым оперным спектаклем был выбран «Князь Игорь» А. Бородина, требующий как минимум 400 исполнителей! Поистине советско-кавказский размах.

Увы, роскошному замыслу не суждено было осуществиться. Но зернышко упало в землю, выросла красивая мечта, и так ли уж она недостижима? И действительно ли в культурном триумвирате Ростов-Краснодар-Ставрополь наш город обречен быть на вторых ролях? Наша беседа с Валерием Коротковым проходила у фонтана, в тени деревьев – погода благоприятствовала. Диктофон уловил пение птиц, реплики прохожих. На фоне этой живой декорации «мысли вслух» моего собеседника совсем не казались утопичными:

- С тех пор как в Ставрополе не был открыт оперный театр, все изменилось – страна, эпоха, люди. Город превратился в быстро растущий интеллектуальный центр, увеличился его политический и культурный вес. Судя по тому, что гастроли оперных театров проходят у нас с аншлагами, можно говорить о том, что Ставрополь располагает высоким слушательским потенциалом.

В Ставропольском госуниверситете появился факультет искусств, готовящий профессионалов высокой пробы. Существует в СГУ и оперная студия. В филармонии работают симфонический оркестр полного состава и камерный хор. В училище искусств готовят профессиональные кадры – духовиков, «народников», дирижеров-хоровиков. Это неплохие силы для будущего оперного хора, что тоже немаловажно. А уж солисты… Их, разумеется, необходимо приглашать. Впрочем, свои серьезные голоса у нас все-таки есть, но их недостаточно. Скажем, Елена Маркарьянц, Вера Агафонова или народная артистка России, профессор СГУ Ольга Мещерякова, заслуженный артист России Борис Бруснев, великолепный тенор Георгий Таранов и другие. Их голоса могут украсить любую оперную сцену. В филармонии работает Валентина Савина, ученики которой блистают в Астрахани. Вообще в Ставрополе очень сильные вокальные корни. Вспомните, как «Музыкальная осень» прошлого года собрала имена воспитанников ставропольской школы – исполнителей, которых знает весь мир, – Дунаева, Стеблянко, Кулигина и других.

Естественно, я задала своему собеседнику вопрос, который, не сомневаюсь, пришел бы на ум любому прохожему: «Можем ли мы позволить себе роскошь мечтать об опере, когда вокруг столько насущных материальных проблем?». Валерий Иванович ответил тоже вопросом:

- А вы помните, когда в Советском Союзе был создан знаменитый хор имени Пятницкого? В 1942 году. Это говорит о многом.

Профессионализация музыкального искусства идет – несмотря ни на что, силы накапливаются, тягу к академическому музицированию отрицать трудно. Взять, например, активно посещаемый органный зал С. Кириллова. Или концерты камерного хора под управлением В. Короткова, имевшего десять лет назад огромный успех.

Кстати сказать, Андрей Дунаев, солист Большого театра, золотой тенор России, тоже когда-то пел в камерном хоре Короткова. Да, будь у нас действительно свой оперный театр, сколько бы талантов осталось дома, на родной земле. Но человеку, которого бог одарил прекрасным голосом, необходим стимул, чтобы потратить годы на становление. Иными словами, когда появляется профессиональная структура, она, как магнит, притягивает художественные силы, будоражит творческую жизнь. И если о создании оперы мы рассуждаем пока теоретически, то, по мысли Валерия Короткова, практически уже сегодня можно говорить о постановке оперы в концертном исполнении.

Валерий Иванович считает, что это нам действительно по силам, ибо наша филармония располагает достаточными творческими возможностями. Кстати, в оперной студии СГУ уже осуществлен «адаптированный» «Евгений Онегин». Но, как я узнала, и в Ставропольской государственной краевой филармонии готовится к постановке настоящая опера для детей и взрослых «Музыкальная шкатулка» петербургского композитора С. Баневича.

После капитального ремонта ставропольский филармонический зал неузнаваемо преобразился. Над его зрительными рядами появилось чудо рукотворное – «золотая радуга» воссозданной уникальной лепнины – будто благословение опере, правда, пока лишь в концертном варианте. Пусть так, но хочется верить, что это станет первым шагом на пути к осуществлению мечты.