00:00, 22 октября 2003 года

Контрабандист - мобиле

Ирина Полковникова потратила не один день, обошла не одну торговую точку Ставрополя в поисках заветной трубки. И только в одном из центральных магазинов нашла то, что искала, - сотовый «Самсунг А-800» за 6490 рублей. Модель была новой, к тому же со множеством полезных функций.

Каково же было ее удивление, когда выяснилось, что телефон «не понимал»… русского языка, был запрограммирован на оператора другой страны. И, естественно, в пределах России был недосягаем.

В магазине обменять аппарат или вернуть за него деньги Ирине Алексеевне отказались. Под тем предлогом, что к товару прилагалась инструкция, в которой, мол, «все прописано». За помощью женщина обратилась в Центр защиты прав потребителей и саморегулирования бизнеса, где аппарат сразу же вызвал недоверие: не было и малейшего намека на сертификацию продукции. Это подозрение подтвердилось в мастерской по ремонту мобильных телефонов, куда «труба» была направлена на обследование.

Мастеру сервисного центра не потребовалось много времени, чтобы определить, что перед ним не что иное, как контрафактная продукция. Более того, телефон попал в нашу страну нелегально, контрабандным путем, минуя привычную для заморских товаров процедуру «растаможки».

Естественно, что о сертификате в данном случае и речи не могло быть. Инструкция, которая сопровождала сотовый, скорее всего, была изготовлена кустарным способом, не являясь оригинальной. Здесь не было указано, кто конкретно является производителем такой продукции, где он находится, каков срок гарантии и другая информация, по которой легко найти «родителей» аппарата. К настоящим же сотовым прилагаются две инструкции – одна на русском, другая на английском и иных языках, а также фирменный гарантийный талон изготовителя. Как правило, на упаковке подлинной продукции должна присутствовать информация о сертификации телефона.

Имея на руках заключение специалиста, а также заручившись поддержкой сотрудников Центра, И. Полковниковой «достучаться» до продавцов контрафактной продукции оказалось куда быстрее. Вскоре Ирине Алексеевне вернули деньги. С выбором нового телефона в следующий раз она оказалась куда осторожнее.

Стоит сказать, что проблема нелегальных сотовых сегодня захлестнула столицу и другие крупные города России. В основном телефоны привозятся из Китая. Затем, чтобы они могли работать на территории России, проводится перекодировка трубок. По различным оценкам, доля так называемых «серых» мобильных телефонов составляет от одной до двух третей всего отечественного рынка аппаратов сотовой связи. В результате десятки тысяч российских потребителей, зачастую сами того не зная, приобретают продукцию, не сертифицированную для использования в России.

«Спасение» в одном – требовать сертификат. Официальный продавец должен иметь их сразу три – от Госкомсвязи, Госстандарта и Минздрава РФ.

<A href="mailto:slipp@stapravda.ru" id=podpis>Татьяна СЛИПЧЕНКО</a>, при содейс