00:00, 10 октября 2003 года

По законам стаи

Место преступления

Погода стояла жаркая, в самый раз для летних каникул. Девочки взяли велосипед, роликовые коньки и покатили втроем из душного города на озеро. Елена еще, уходя, объяснила матери, что «там сегодня хорошо», что она не одна, а с подружками. Все они росли в одном дворе.

На то же озеро приехали искупаться подростки из близлежащего села Новая Жизнь. В гужевой повозке Алексея Соиндыкова позвякивали бутылки с водкой и пивом. Употреблением спиртного вперемежку с купанием в озере они и занялись. Не поленились сплавать на другой берег к незнакомым городским девчонкам, которые, однако, не высказали восторга от такого общения. Они поругались. Произвести впечатление не удалось, но смириться с этим обстоятельством парни не желали.

Когда девчонки спешно собрались и отправились домой, их уже ждали на стоянке транспорта. Потребовали сесть в повозку. Отказ восприняли как оскорбление. Первым одну из девочек ударил Алексей Соиндыков – кирпичом по голове, несколько раз. Удерживавший за руку вторую Алексей Кузин последовал его примеру. На голову третьей, пытавшейся убежать, обрушил несколько тяжелых ударов, оказавшихся смертельными, Алексей Брежнев. (Экспертиза позже засвидетельствовала у всех трех жертв открытые переломы черепа). Бесчувственные тела парни погрузили в телегу, не забыв положить сверху велосипед, роликовые коньки и другие вещи девочек. В лесополосе, где хотели избавиться от груза, одна из подружек очнулась... Соиндыков раздел ее и изнасиловал (данные биологической экспертизы это подтверждают). После этого девочку добили. Две другие были уже мертвы...

Ложные показания

Еще на озере пара подружек из села Новая Жизнь, на глазах которых все происходило, подошли к телеге и поинтересовались судьбой городских. Ответ, что их увезут подальше и отпустят, вполне, видимо, удовлетворил. Односельчанки спокойно пошли домой, потому что погода быстро портилась. У подстанции убийцы их догнали. Повозка была уже пустой, однако ехать в ней девушки не захотели - дно оказалось в крови. Деловито обсудили, что надо смыть кровь, а про убитых сказать, что их якобы увезли на машине с дагестанскими номерами. Ищи, как говорится, ветра в поле.

Все это одна из девушек и рассказала следствию, но в суде показания изменила (как позже выяснилось, по просьбе родственницы одного из подсудимых): вообще, мол, на озере никого не видела - ни девочек из Буденновска, ни ребят из села...

Государственный обвинитель прокурор Михаил Сиротин после вынесения приговора признался, что в его практике такое случилось впервые: в пользу подсудимых дружно лжесвидетельствовали десятки людей! Доходило до абсурда. Например, некоторые говорили, что Брежнев до 19 часов работал в поле на комбайне (вышеописанные события происходили около 17 часов). Однако, как выяснило следствие, хлеб к тому времени был убран, ток и весовая, куда якобы отвозили зерно, не работали. Тогда выгораживать своих учеников кинулся директор школы (теперь уже бывший). По его словам, зерно свозили в ангар при школе. Позже он скажет, что видел, как Брежнев после 17 часов возил сено.

Свидетели называли номера некой машины, в которую будто бы садились девочки. Нашелся «очевидец», который подробно описал, почти точно воспроизводя картину преступления, как некий гражданин (указывалась фамилия) бил девчонок. Понадобилось немало времени, чтобы выяснить, что реального человека с названной фамилией не существует.

Еще новожизненцы утверждали, что видели Кузина на другом озере, а один свидетельствовал, что до 20 часов тот сидел дома. Сам Кузин на одном из допросов показал, что на озере был, но никаких девчонок там не видел. Затем его показания меняются: когда Кузин подошел к своим одноклассникам Соиндыкову и Брежневу, трупы девочек якобы уже лежали в телеге.

И все это происходило в суде, где были представлены убедительные доказательства вины подсудимых, в том числе данные экспертизы. После этого уже не так шокирует факт, что о происшедшем знала уйма народа и никто не сообщил о случившемся в милицию. Тревогу забили матери пропавших. Поставленный в известность мэр Буденновска попросил помощи у военных. Для поисков дали вертолет и солдат. Трое суток они обшаривали окрестности...

Прояснить, что же произошло, помог Иван К., находившийся во время трагедии рядом с убийцами. Но и он «созрел», когда трупы девушек уже были найдены. В четверг (описанные события происходили в выходной день) мать Ивана позвонила участковому и сказала, что тот даст показания.

Очевидцем преступления был также младший брат Брежнева Сергей (в лесополосе он выгружал вещи девочек из повозки). Вначале и он дал показания, которые подтверждали сказанное Иваном К. и самими подсудимыми. Но затем от всего отказался (по закону он имеет право не свидетельствовать против родного брата).

* * *

В одной из многочисленных жалоб в различные инстанции представители обвиняемой стороны, ссылаясь на то, что показания целого ряда свидетелей признаны заведомо ложными, задаются вопросом: почему же в таком случае не возбуждено дело о даче ложных показаний?

Процессы против лжесвидетелей вообще явление достаточно редкое. Но в данном случае, на мой взгляд, жалобщики, разумеется, преследующие иную цель, правы: дать юридическую оценку доброй половине села лжесвидетелей просто необходимо. Кстати, этот вопрос сейчас находится на рассмотрении у прокуратуры края. После знакомства с многотомным блоком «свидетельских» показаний начинаешь соглашаться с восточными мудрецами, по мнению которых, если бы ложь не являла собой вид духовного насилия, она бы не находилась в неразрывной связи с насилием вообще.

Новая Жизнь

Село Новая Жизнь формировалось в 60-70-е годы как колония-поселение. Сюда отправляли тех, кто заслужил досрочное освобождение. Своего рода место ссылки для тех, кто когда-то преступил закон. Здесь они должны были начать… новую жизнь. Без соответствующего внутреннего стержня при таких обстоятельствах в принципе трудно было это сделать. Идеологи создания таких поселений не учли, что в этой же среде отцов будут воспитываться и дети. В селе формировались свои неписаные законы. И хотя воды утекло с тех пор немало, они еще действуют.

Закончившийся процесс по делу об убийстве трех несовершеннолетних девочек это подтвердил. Родители уговаривали односельчан прикрыть своих чад, в чем ничего предосудительного согласившиеся на то, как видно, не находили. Угрозы разобраться произносились даже в адрес судьи и государственного обвинителя. Не в судебном заседании, конечно, а в перерывах. Матерям убитых девочек подбрасывали оскорбительные записки, в которых называли дочерей, мягко скажем, распущенными. Хотя понятно, что выражения применялись более крепкие. А девочки были самые нормальные, милые, домашние. Просто они оказались чужими на озере, как в волчьей стае. Никто даже не подумал за них заступиться. Да и потом не пожалели. Зато подросткам, преступившим закон, дали наилучшие рекомендации и в школе, и по месту работы (Кузину). А главного свидетеля Ивана К. характеризовали как неблагополучного подростка.

Друг с другом Алексеи после взятия под стражу тоже не церемонились, стараясь переложить вину один на другого. Соиндыков четыре раза заявлял о явке с повинной, а потом от всего отказывался. Один из черновиков с его признаниями в содеянном работники тюрьмы обнаружили в мусорной корзине в камере. Страх перед наказанием никак не давал ему определиться. Говорил, что один изнасиловал единственную еще оставшуюся после избиения в живых девочку, потом - что все его подельники причастны к этому. Кузин, узнав об этом, пытался передать Соиндыкову записку, которая, однако, перехваченная надзирателями, к адресату не попала. В ней он, в частности, пишет: «Здорово насильное чикатило. Леха, за что ты валишь на меня это преступление, ты же сам зделал, а грузиш нас обоих по беспределу. Скоро очная ставка и мы тебя загрузим, если ты не отмажешь нас … мы тебя можем загрузить по полной программе что мы не трое будем сидеть, а ты один. А мы будем на воле водку пить. А ты гнить в зоне» (орфография и лексика первоисточника сохранены. - Л. Н. ).

Бои без правил

Суд назначил А. Кузину, А. Брежневу и А. Соиндыкову максимальную меру наказания – 10 лет лишения свободы с содержанием в воспитательной колонии. Все трое «признаны виновными в убийстве, то есть умышленном причинении смерти, двум или более лицам, заведомо для виновных находящимся в беспомощном состоянии, совершенном группой лиц из хулиганских побуждений, а последний, кроме этого, в изнасиловании»...

Далее - только цифры. В 1910 году подростковая преступность от «общего вала» составляла 4 процента, в 1955 году – 5,6 процента, в 2000-м – 12,6 процента. Как показывает статистика, за последние 10 лет выросло число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных подростками: таковые составляют уже 73,6 процента. Правоохранительные органы по большей части имеют дело не с мелкими хулиганами или воришками, а с жестокими малолетними убийцами и насильниками. Из разных уголков страны стекаются в пресс-центр МВД России потрясающие сознание сообщения, подтверждающие выводы психологов о том, что преступления подростков зачастую намного более изощренные, чем взрослых. Они проявляют жестокость к ближнему без всякой мотивировки. Словно просто не понимают, что делают, совершенно не проецируя творимое зло на себя самих. Это бои без правил. На такое способна, как правило, несформированная психика.

Примеры. В Ростове-на-Дону два подростка убили товарища за то, что он рассказал учителю о разбитом ими стекле. Его привязали к дереву, долго били, потом изнасиловали. Когда мальчик умер, душегубы с гордостью рассказывали сверстникам во всех красках о совершенном. Усомнившихся привели на пустырь, где бросили убитого, и продемонстрировали свои способности по вскрытию трупа.

Случай в Алтайском крае. Подросток, желая похвастаться перед товарищами своими достижениями в каратэ, забил до смерти случайного встречного, затем горлышком от разбитой бутылки отрезал ему половые органы.

В Курске подросток «заказал» приятелю своих родителей. В качестве вознаграждения обещал компьютер. Приговор в отношении матери заказчика киллер привел в исполнение с помощью топорика для разделки мяса. Женщина осталась жива, но теперь безнадежный инвалид...

Наш край тоже не на острове. Хотя, согласно данным краевого УВД, выглядит благополучнее, чем другие регионы. В 1999 году у нас даже наметилось снижение количества преступлений, совершенных подростками. Но доля тяжких и особо тяжких среди них не намного меньше, чем в целом по стране - около 68 процентов.

Людмила НИКОЛАЕВА