00:00, 7 октября 2003 года

Надежда – на заряд молодости

Собственно, «круглый стол» создался почти стихийно. Молодые люди оказались открытыми, свободными в мнениях, с большим желанием поговорить о насущном. Они быстро перезнакомились: почти все закончили СГУ примерно в одно и то же время, и хотя учились на разных факультетах, но визуально друг друга помнили. Стаж работы у большинства - от года до трех, кое-кто впервые вошел в класс в роли учителя только первого сентября 2003 года. Среди приглашенных были не только преподаватели, но и молодые директора и заместители директоров.

Члены президиума задавали собравшимся педагогам разные вопросы. Ведь школа, многими нитями связанная с семьей, с воспитанием детей, с положением женщины, находится в поле их интересов.

Вот что говорили молодые о своих проблемах.

Оксана Костина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе СШ № 16 села Дубовка Шпаковского района, подняла тему сельской школы. На селе у учителя и подготовка к урокам труднее – мало параллельных классов, проблемы с методической литературой, и неблагополучных учеников больше – много семей, живущих за чертой бедности, неполных. Особенность сельской школы в нашем крае – многонациональный ее состав, что тоже порождает ряд проблем. Говорила О. Костина и о том, что молодые преподаватели-мужчины уходят из образования, поскольку на учительскую зарплату не могут прокормить семью. У нее самой нет в Дубовке жилья, и она добирается на уроки из другого села на попутках.

А вот Наталья Горяйнова, историк из Красногвардейской средней школы № 11, рассказала о проблеме прямо противоположной: она столкнулась с ситуацией, когда молодых учителей не могут трудоустроить, так как работают пенсионеры, порой в возрасте за 70. Наталья Мощенко, учитель начальных классов школы № 5 города Ипатово, сказала о педагогической нагрузке. У «начальников» она больше на ставку, чем у преподавателей средних и старших классов.

Дарья Кузнецова, учитель русского языка и литературы лицея № 5 Ставрополя, размышляла о проблемах городской школы. Среди них назвала такую, как падение интереса детей к чтению. Д. Кузнецова многое делает, чтобы повысить культурный уровень учеников: водит их в библиотеки, музеи, в театр. Но ее тревожит, что часто в стороне от этого оказываются родители детей.

А. Золотухина, присутствовавший на встрече А. Шабалдас поинтересовались мнением молодых о необходимости введения школьной формы. Эту идею поддержали практически все. Речь шла и о недопустимости денежных поборов с родителей учеников. На вопрос председателя президиума совета женщин о том, что наиболее трудно для начинающего учителя, все дружно сказали, что это контакты с учениками и родителями. Выпускники педагогических вузов и факультетов сошлись на том, что количество часов пед-практики для студентов должно быть увеличено.

Говорили молодые о своих семьях, о своих детях. Приятно было, что почти все присутствующие на встрече учительницы замужем. Не секрет, как непросто студентке «женского» факультета, а затем члену почти на 100 процентов женского учительского коллектива найти спутника жизни. Вот только сложно тем, у кого и муж учитель: и заняты оба в школе постоянно, и материально трудно.

Невзирая на наличие самых разных проблем, настроение у учителей было хорошее. Чувствовалось, что все любят школу, детей, работают с удовольствием. Не только преподают, но и ведут кружки, факультативы, занимаются с ребятами краеведением, спортом.

А. Золотухина, члены президиума краевого совета женщин, министр образования А. Шабалдас со вниманием выслушали собравшихся, в ряде вопросов пообещали помочь. Обращаясь к молодым педагогам, председатель президиума краевого женсовета, заместитель председателя правительства СК А. Золотухина назвала их «золотым фондом» нашего учительства. Они формируют педагогику нового века. И есть надежда, что общество все больше поворачивается к проблемам школы и учителя.