00:00, 4 октября 2003 года

Любовь и мысль. Пространство и время

Объясняя урок, Наталья Кошманова не сидит на месте, идет от ученика к ученику, заглядывает в глаза. Русскую литературу она любит, как и русскую жизнь. И по совпадению свыше, работает в селе Верхнерусском Шпаковского района преподавателем русского языка, литературы и заместителем директора по учебно-воспитательной работе в муниципальной общеобразовательной средней школе № 19. Собственно, 15 лет преподает в той самой школе, которую заканчивала и сама. Семья Кошмановых – педагогическая. Муж Натальи Николаевны по профессии – педагог-музыкант, сын Ярослав совсем недавно закончил СГУ, работает в СШ № 19 преподавателем географии. Дочь Юля учится на пятом курсе романо-германского отделения СГУ и мечтает вернуться в Верхнерусское в свою родную школу. Даже имя Ярослав для сына было выбрано из любви к славянскому миру.

Истина обнаруживает себя в подробностях и заключается в том, что Россия – страна великой русской литературы. Но почему в Верхнерусском дети любят этот предмет, а в городских школах педагоги жалуются на снижение интереса к художественному чтению? Даже ребята, посещающие престижные литобъединения, откровенно равнодушны к Паустовскому и Толстому. Другое дело – Хармс, авангардисты… «Видите ли, - объясняет Наталья Николаевна, - очень важно, в чем убежден сам учитель, какие он стремится сформировать интересы. Надо внимательно слушать детей, но и не плясать под их дудку. Не бояться проводить параллели, сравнивать эпохи, судьбы, характеры…».

Педагогический метод Натальи Николаевны заключается в формировании творческих способностей учащихся на уроках литературы. На профессиональном языке это означает создание образовательного продукта, но если говорить проще… В пятом классе изучение литературы начинается с басен и сказок. Закончив этот раздел, дети сочиняют уже свои сказки, литературные кроссворды, рисуют и готовят инсценировки. Это формирует их собственный живой интерес к литературе. Внешне уроки кажутся обычными, но на каждом из них зреет будущий праздник – творческий итог. Сейчас Наталья Николаевна ведет девятый и десятый классы, в следующем году их ждет единый государственный экзамен. «Люблю все новое, не боюсь экспериментов, - поясняет она, - но, конечно же, ЕГЭ – испытание и для детей, и для нас».

Наталья Николаевна производит впечатление человека сильного и чуткого, ее душа не устает от работы с учениками. «Человеку, - говорит она, - нужны подлинные впечатления: мысль и любовь, пространство и время»… Признаемся, городские люди нередко самонадеянны – как это, мол, сельские всю жизнь топчутся на одном пятачке? Наталья Кошманова улыбается: «Когда видишь, как небо сходится с землей, когда вдыхаешь не городскую гарь, а запах трав и звезды сияют так близко, это уже не «пятачок», – космос…»

И все-таки как реально живет сегодня сельский учитель? У Натальи Николаевны, например, небольшое хозяйство. Коровы нет, это сложно, но есть поросята и домашняя птица – забот хватает, помогает семья. Кстати, затея с хозяйством реальна лишь потому, что учителя в Верхнерусском получают зерно в счет земельных паев. Директор Верхнерусской школы Виктор Дмитриевич Похилько добился для своих учителей выделения этих паев. Есть у деревенского учителя и другие льготы: прибавка к заработной плате за работу на селе, частичная оплата коммунальных услуг. Тем не менее это вовсе не «длинные рубли», и сельский учитель, как и городской, вынужден набирать побольше часов, - а это сверхнагрузки, трата здоровья. И все-таки работа с детьми заставляет Наталью Николаевну забывать о себе, в этом загадка и трудное счастье учительской профессии.

Школа в селе – политический, социальный и культурный центр. Это хорошо понимает администрация сельсовета, и потому СШ № 19 компьютеризирована, имеет выход в Интернет, тренажерный зал, медицинский кабинет. В конкурсе на лучший школьный двор заняла первое место в крае. И все-таки проблемы есть. «Наш учительский народ, - признается Наталья Николаевна, – страшит возможная реструктуризация». Речь идет, в частности, о введении профильного образования. Не обернется ли это «революционными потрясениями» для их школы? «Есть и еще одна почти фатальная угроза, - поясняет Наталья Николаевна. – В школе 643 ученика, но идет сокращение учащихся. За два года – на 100 человек – демографические процессы…». Для сельского учителя это вопрос не только моральный или профессиональный, но и материальный… Городской человек что-то подыщет для заработка, а как быть жителю села?

Верхнерусское (бывший хутор) от краевого центра находится на расстоянии всего 11 километров. По городским меркам это и не расстояние вовсе, пустяк, но на самом деле эти километры – рубеж, и проходит он в нашем сознании. Однажды на лекции по педагогике преподаватель сказала: «Вот приезжаю в село Верхнерусское – это вам не городская школа № 1». Сидевшая на лекции Юля Кошманова, дочь Натальи Николаевны, не выдержав, заметила: «Знаете, я из села Верхнерусского…». Напомним, что Юля заканчивает романо-германское отделение СГУ, она – отличница, учится на бюджетной основе, получает повышенную стипендию, подрабатывает частными уроками. И хочет вернуться учителем в Верхнерусскую школу. Так чем же отличаются сельские школьники от городских?

К этому вопросу Наталья Николаевна отнеслась серьезно. «Вначале, - сказала она, - поищем сходство. И в городе, и в селе примерно 30-40 процентов школьников имеют одни и те же социальные неурядицы: сиротство, бедность, неустроенность многодетных семей. Есть и на селе курящие дети, наркоманы тоже встречаются, но масштабы другие…». Отличие же, по мнению Натальи Кошмановой, состоит в том, что сельские ребята менее практичны, более открыты и доверчивы. Они трудолюбивы, помогают семье вести хозяйство. «Очень часто не знают своих прав, стесняются, если необходимо потребовать объяснений. Мы решили, - говорит Наталья Николаевна, - повысить правовое образование наших учеников».

Средняя школа № 19 работает по коммунарской методике Караковского. В ее основе - педагогические принципы Макаренко: развитие в молодом человеке чувства личной ответственности и коллективистского начала. Между прочим, вспомним, в недалеком прошлом мы рьяно внедряли коллективизм. В настоящем еще более ретиво настаиваем на индивидуализме. А вот Верхнерусская школа предлагает разумное диалектическое единство. Школ, работающих по коммунарской методике, в нашем крае, к счастью, уже немало.

… Наталья Николаевна любит петь. Одно из трех ее образований – музыкальное. Когда на уроках литературы она рассказывает о русском песенном творчестве, весь класс вместе с учителем дружно поет. Получается хорошо. Петь народные песни ребятам нравится. Да и что особенного, если помнить, как графинечка Наташа Ростова так чудесно отплясывала у Толстого русскую «Барыню»…