00:00, 2 октября 2003 года

фальсификаторы от науки «остепеняют» всех желающих

Российские «мозги» в мировой науке всегда ценились на вес золота, и многие державы прилагали и прилагают колоссальные усилия для того, чтобы их заполучить, но, оказывается, волна подделок и фальсификации, захлестнувшая сегодня нашу державу, не обошла стороной и научный мир. Остро эту тему в своем докладе обозначил главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии (ВАК) профессор В. Неволин.

Прежде всего он напомнил собравшимся, что в 2004 году будет отмечаться 70-летие новейшей истории ВАК, и конференцию можно считать началом мероприятий, посвященных этой дате.

- Когда знакомишься с историей аттестации кадров в России, возникает чувство достойной гордости от того, насколько серьезно и продуманно развивалась и совершенствовалась эта система.

Однако сегодня государственная система аттестации находится в сложном положении, и даже можно говорить о том, что налицо попытки ее разрушения. Главный враг - это создание так называемых лжеВАКов, которые за деньги выдают фальшивые дипломы кандидатов и докторов наук, аттестаты доцентов и профессоров. Эти дипломы и аттестаты ничего общего, кроме внешнего сходства, с государственными документами не имеют.

- При бывшем министре юстиции РФ Крашенинникове некоторые из так называемых общественных академий в своих уставах записали такую функцию, ссылаясь на якобы более полное использование научной общественности в проведении экспертизы, – поведал В. Неволин. - Минюст эти уставы утвердил, и пошли эти «академии» клепать фальшивки. По нашим данным, сейчас в России занимаются научной и педагогической деятельностью около миллиона человек. Из них около 100 тысячам присуждена ученая степень кандидата наук и 25 тысячам человек – доктора. Эти степени присудил государственный ВАК. Одновременно лже-ВАКи «настрогали» практически столько же…

Процесс не мог не отразиться на имидже России как серьезного партнера на международном уровне - в ВАК регулярно приходят запросы из разных стран с просьбой подтвердить, каким образом тот или иной наш соотечественник получил ученую степень или звание. Ничего подобного раньше не было. И хотя после ряда принятых мер поток лжедипломов уменьшился, но отнюдь не иссяк.

- Мне кажется, что разрушение государственной системы аттестации, выраженное в форме нарушения законодательства, вполне уголовно наказуемое деяние, - считает В. Неволин.

Еще одной угрозой государственной системе аттестации был обозначен проект закона «Об университетах», подготовленный Комитетом по образованию Госдумы РФ. Этот закон предполагает, что ведущие вузы страны смогут выдавать выпускникам дипломы университетского, а не государственного образца и свой сертификат о получении ученой степени. Вот только остается неясным, как авторы проекта думают делить вузы на «белые» и «черные» - кому разрешат, а кому запретят присуждать степени?

Следующая проблема заключается в том, что в последние годы произошли кардинальные перемены в распределении кандидатов и докторов наук по блокам специальностей. Если в 1990 году 45% «остепененных» граждан приходилось на инженерные и естественные науки, а гуманитарии составляли около 21%, то в 2001 году картина изменилась с точностью до наоборот.

- Прежние социальные функции науки – оборонная, престижная и идеологическая - в современной России не востребованы. А заказ на практически полезное знание современная экономика пока не формирует, – констатировал В. Неволин. - Вот откуда возникают условия для такого перераспределения. Я бы даже назвал это серьезной деформацией структуры научных кадров в стране. Наибольший спад наблюдается по техническим и физико-математическим наукам, наиболее заметный подъем - по экономическим и педагогическим. Эти перекосы являются следствием хронического недофинансирования научной сферы, особенно материально-технического обеспечения работ. Как результат - экономистов пруд пруди, а экономику постоянно лихорадит, педагогов с блестящими идеями - немерено, а учителей в школах не хватает…

Проблемы послевузовского образования поднял в своем выступлении консультант отдела подготовки научных кадров Мин-образования РФ С. Пахомов. Объективные социально-экономические условия, далеко не всегда отвечающие растущим потребностям в кадрах высшей квалификации, отсутствие должного подхода к отбору кандидатов приводят к тому, что многие аспиранты недотягивают до окончания срока обучения. Например, в 2002 году только из образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России, выбыло 8733 человека.

Однако, несмотря на все сложности и проблемы, система подготовки высших педагогических и научных кадров в целом не просто стойко сопротивляется негативным тенденциям, но и эффективно развивается.

С 1945 года в ВАК ведется картотека персонального учета лиц, которым присуждены ученые степени и присвоены ученые звания. Работают несколько десятков экспертных советов, в составе которых около полутора тысяч известных ученых и специалистов. Отличительной особенностью экспертов ВАКа является то, что каждый из них не просто внес существенный вклад в основные разделы науки по своей специальности, но и обладает бесспорным авторитетом как среди своих коллег, так и в научном сообществе в целом. Многие эксперты ВАКа являются членами научных советов в системе РАН или отраслевых государственных академий, членами редколлегий научных журналов – они не только способны проводить экспертизу диссертаций, но и могут представить самую современную информацию о состоянии той области знания, в которой работают.

Очень много делается для кадрового обеспечения учебного процесса в регионах. С огромным вниманием участники конференции выслушали выступление председателя совета ректоров СК, ректора Пятигорского технологического университета В. Казначеева. Всего за четыре года здесь проделана большая работа - помимо укомплектования высокопрофессиональными кадрами, большое внимание было уделено внедрению в учебный и научно-исследовательский процесс современных информационных технологий. Например, создана электронная библиотека, включенная в локальную компьютерную сеть университета, полномасштабно используются в учебном процессе возможности глобальной сети Интернет – необходимая информация может поступать из любой точки мира в режиме реального времени.

Более детально все вопросы, поднятые на конференции, ее участники обсудили во время работы по секциям и на заседаниях «круглого стола». По итогам конференции была принята резолюция.

Елена КОЛОНТАЕВСКАЯ