00:00, 13 сентября 2003 года

Вашу руку, хомо эректус!

Cохранившийся бабушкин полушалок – уже старина. Колчан золотоордынского воина, которому чуть больше шести сотен лет, – седая древность. А ведь даже две тысячи лет, что отделяют нас от рождества Христова, - всего лишь миг по сравнению с теми глубинами человеческой истории, которые сейчас в стенах Минераловодского краеведческого музея открывают для современников сотрудники Института материальной культуры Российской академии наук - доктор исторических наук В. Любин и кандидат тех же самых наук Е. Беляева.

Почему первое публичное представление своих находок эти весьма известные в научном мире ученые решили провести именно здесь? Да потому, что именно в окрестностях Минеральных Вод найдены пока единственные на Ставрополье материальные следы пребывания древнейшего человека. Каменные орудия, обнаруженные В. Любиным, Е. Беляевой и ставропольским геологом Б. Годзевичем на склоне горы Кинжал, переворачивают представление о заселении территории, которая ныне называется Ставропольский край. Доселе здесь самые древние следы человека датировались 10 – 12 тысячами лет. И вот 400 – 500 тысяч!!!

В. Любин рассказал, что данные современной археологии и палеонтологии не оставляют сомнений: род человеческий зародился в Восточной Африке около 2,5 миллиона лет назад. Отсюда через Аравийский полуостров, Ливан, Восточную Анатолию и вплоть до нынешней Ставропольской возвышенности и пролегала по тогдашней саванне столбовая дорога расселения наших пра-пращуров. Нигде в России севернее Краснодарского края - а теперь и Ставрополья - следов человека ашельской эпохи не обнаружено. Так что на склоне горы Кинжал жили древнейшие люди Восточной Европы.

Свои изыскания на Ставрополье археологи из Санкт-Петербурга начали три года назад. Искали по отработанной схеме. Для проживания древних людей необходимы были три условия: достаточные пищевые ресурсы, сырье для изготовления каменных орудий и естественные скальные убежища – пещеры, навесы. Ученые обследовали долины 15 рек к югу от Кисловодска, но увы… Пещеры и навесы оказались поздними – образовались всего три - пять тысяч лет назад, а подходящего материала для каменных орудий вообще не нашли. Обследовали район Сенгилеевского водохранилища, Маныча. И там никаких следов древнего человека. Практически случайно попали на уничтоженную почти до основания гору Кинжал, и вдруг…

За три сезона в развороченных экскаваторами карьерах нашли два десятка орудий ашельской эпохи. Изготовлены они из роговика – обожженного раскаленной магмой сланца. Материал не самый лучший, но вполне приемлемый.

Е. Беляева немало экспериментировала: сама изготавливала каменные орудия наподобие тех, что дошли до нас сквозь тьму тысячелетий, обтесывала ими молодые дубки, разделывала павшего в Санкт-Петербургском зоопарке слона. Елена Владимировна уверяет, что примитивные, на первый взгляд, каменные орудия на самом деле весьма эффективны. Со знанием дела она оценивала работу древних мастеров.

- Нужно точно определить, какой должен быть угол скола, куда и с какой силой надо нанести удар. Одно неверное движение – и будет брак. В Армении мы находили потрясающие по тонкости отделки рубила из обсидиана. Здесь видим работу не очень умелого мастера: тут слишком глубокий скол, тут – неровный.

Елена Владимировна пояснила, что «хомо эректус», согласно последним генетическим исследованиям, не является прямым предком современного человека. Но он из того же Восточно-африканского «котла», в котором природа экспериментировала до тех пор, пока 100 – 120 тысяч лет назад не создала наших родных прапрабабушку и прапрадедушку. «Хомо эректус» - тупиковая ветвь. Но все-таки это человек.

- И, на мой взгляд, он был куда разумнее тех наших современников, что в пьяном виде валяются в канавах,- пошутила Е. Беляева.

А вот В. Любин попытался научно обосновать мнение о разумности людей раннего палеолита. Он продемонстрировал два киркообразных каменных орудия, найденных на горе Кинжал. Они несколько разнятся по размеру, но по форме удивительно схожи: у обоих справа и слева от острия примерно одинаковые «плечи». Явно их изготавливали по какому-то, возможно, мысленному, шаблону. И это типично для многих стоянок древнего человека. Из поколения в поколение, на протяжении десятков тысяч лет в данной общности передавали традиции изготовления каменных орудий. Как? Не исключено, что с помощью речи.

Было очевидно, что все те орудия, что археологи нашли в карьерах Кинжала, перемещены откуда-то. И лишь недавно у южного подножия горы - в толще речной террасы - посчастливилось обнаружить непотревоженный горизонт, где, по мнению В. Любина и Е. Беляевой, исследователей ожидает множество интереснейших открытий. Найти бы только деньги на раскопки…