00:00, 13 сентября 2003 года

Форма или фирма?

Дети и подростки, идущие на учебу в джинсах, ярких рубашках и свитерах, воспринимались многими как вызов школьной казенщине. Не против были педагоги и родители. Помню, что не только дочь девятиклассница с облегчением избавилась от форменного платьица, но и я - от необходимости решать проблему протертых локтей и навязывать ей по утрам черный фартук, который юные расцветающие барышни не хотели носить тем более.

И вот наступило время, когда ситуация изменилась. Во всяком случае, изменилась точка зрения взрослых - учителей, родителей. За последние год-два ученическую форму по их инициативе ввели не только в отдельных учебных заведениях, но и в целых регионах России – Хабаровском крае, Нижегородской области, в Чувашии, Подмосковье. Ратуют за ее возвращение в школу многие губернаторы, в том числе и ставропольский – Александр Черногоров.

И хотя процесс в основном коснулся только младшеклассников, о чем-то он ведь говорит.

Доводы «за» приводятся разные. Педагоги – что школьная форма дисциплинирует детей. Так, директор лицея № 5 Ставрополя Надежда Погребова считает, что форма мобилизует, направляет мысли школьника к главной для него цели – учебе. Разглядывание же, кто в чем сегодня пришел и у кого «прикид» лучше, от этой цели явно отвлекает. Надежда Борисовна уверена даже в том, что старшеклассник в деловом галстуке не толкнет малыша на лестнице.

Александр Калкаев, директор Невинномысской гимназии № 10 «ЛИК», видит в единой для всех в учебном заведении, собственного фасона форме, кроме функций самоконтроля, еще и некую объединяющую «эмблему»: мы – из десятой гимназии, мы любим ее и друг друга. Тоже в каком-то смысле про галстук – знаменитый итонский, по которому узнают друг друга выпускники самого престижного английского колледжа.

Родителей больше волнуют другие проблемы. Одна из наиболее острых – имущественное расслоение, которое в классе подростки подчеркивают модной, дорогой одеждой, вызывая зависть и ощущение неполноценности у менее обеспеченных сверстников. Некоторые считают, что введение школьной формы может эту ситуацию хотя бы смягчить. (Наличие сотовых телефонов, дорогих шуб и дубленок у одних - и отсутствие их у других все равно остается). Родители говорят и о том, что со вкусом, из практичных тканей сшитая форменная одежда, которую можно носить года два, выгодна для семейного кошелька.

Что касается самих ребят, то в них энтузиазма меньше. Малышам форма, как правило, нравится, она делает их взрослее в собственных глазах. Подростки же, с которыми довелось говорить, в основном настроены против: ими движет страх лишиться одного из способов самовыражения. Доводы взрослых, что самовыражаться нужно хорошей учебой, а не «улетными» вещами, в этом возрасте не аргумент.

Так что в некоторых школах, вводя единую одежду, с подростков берут подписку ее носить.

* * *

Теперь – как это у нас выглядит конкретно.

Первого сентября в Ставрополе первоклашек из разных школ можно было отличить друг от друга «по одежке».

Возле лицея № 5 мы сфотографировали юную леди и молодого джентльмена, брюки и юбка которых были темно-синими, а жилеты – в приятную светло-серую клетку. Две барышни в однотонном темно-синем – из лицея № 14. Узнав, что их будут снимать для газеты, они тут же приняли позу бывалых манекенщиц.

И тех, и других одели на ставропольской фабрике детской одежды «Орион». Представители фабрики приходили в школы города, демонстрировали различные модели одежды, а затем шили ее по выбору родителей и с индивидуальной примеркой для каждого ребенка. Есть комплекты с жакетами, с двумя парами брюк для мальчика, с юбкой и брюками для девочки. Цена, в зависимости от количества вещей, колеблется от 350 до 700 рублей.

Предлагала свои услуги и Кочубеевская швейная фабрика, но в Ставрополе ее продукция не пошла: родителей не устраивает качество, да и шьют без примерки.

В некоторых школах Ставрополя просто уговорились о цвете и фасонах школьной одежды, шили ее кто где мог – обошлось это значительно дороже.

Ввели единую одежду в начальных классах в других городах – в Невинномысске, на Кавминводах, кое-где и в сельской местности..

Со старшими сложнее. В том же лицее № 5 Ставрополя, по согласованию с родительскими комитетами классов, пока надели «белый верх – темный низ». Честно сказать, не смотрится.

Открытыми остаются и многие другие вопросы. Например, если ношение школьной формы станет обязательным везде, кто будет выделять деньги на ее покупку для малоимущих и многодетных семей, которые сейчас с миру по нитке, но детей в школу собирают. Фонд всеобуча? Но он пока и сам малоимущий. А традиций западной благотворительности, когда перед началом занятий состоятельные родители покупают одежду для неимущих одноклассников сына или дочери либо дают на это деньги, у нас, наверное, еще долго не будет.

И все же, видимо, форменной и фирменной вольнице в школах приходит конец.

В этом чувствуется возросшее в обществе уважение к образованию и желание большей стабильности жизни.