Как немыслим город у подножья Машука без Провала, без «Эоловой арфы», так невозможно представить себе Пятигорск без трамвая. трамвай Ровно век назад по бывшей улице Царской (ныне Кирова) первый яркий вагончик покатил в сторону Цветника. Отметить эту знаменательную дату, несмотря на холодный ветер и дождь, в минувшую субботу собралось немало пятигорчан.

Колонна празднично оформленных трамваев ждет почетных гостей у круга перед железнодорожным вокзалом. Играет духовой оркестр, маршируют девушки в алых и белоснежных цилиндрах, звучат дорогие сердцу каждого пятигорчанина слова признательности здешнему старожилу – трамваю.

На лацканах пиджака Е. Крицкой помимо медалей – четыре одинаковых знака.

– Это награды за безаварийную работу, – поясняет Евдокия Александровна. – Я 30 лет водила трамвай, проехала по улицам Пятигорска более 500 тысяч километров и при этом не допустила ни одной аварии.

А вот сидящий впереди меня в вагоне пожилой мужчина в трамвайном управлении не работал ни одного дня. Но В. Каршин зван на торжества как весьма почетный гость. Он представляет тех самых горожан, для которых вот уже сто лет непрестанно трудится сегодняшний юбиляр. Пятигорским трамваем Виктор Петрович регулярно пользуется с 1938 года. Помнит, как трамвайная линия тянулась до самого Провала, как во время войны оккупанты разобрали рельсы.

– Я жил на улице Комсомольской, рядом с трамвайными путями. Остановки от дома располагались далековато, зато двери в вагоне можно было легко открыть руками, – вспоминает молодость В. Каршин. – Однажды вычитал у Джека Лондона подробное описание, как он, бродяжничая, выпрыгивал на ходу из поезда – надо наклониться вперед, почти параллельно земле и изо всех сил оттолкнуться. Я освоил эту технику и несколько лет «выходил» прямо возле дома.

Шумно и весело едут в праздничном трамвае представители осетинской и дагестанской диаспор. Лезгинка, песни, шашлык, пироги, рог с традиционной аракой, которой они угощают всех, кто рядом. И, конечно же, пышные тосты за дружбу народов и за трамвай, который тоже связывает пятигорчан в единую общность.

Трамваи останавливаются у Цветника. И вот на исторической площади, рядом с кофейней Гукасова, начинается праздничный митинг.

Первый заместитель председателя правительства СК, руководитель администрации КМВ В. Михайленко с признательностью вспоминает своих предшественников, в частности, директора дирекции КМВ В. Ващинского, который еще сто лет назад вынашивал планы соединить трамвайным сообщением Пятигорск с Железноводском.

– Те, кто строили первую трамвайную линию, заглядывали далеко вперед, думали о славе и величии российских курортов, – убежден Виталий Иванович.

Мэр Пятигорска Ю. Васильев рассказал, что стоило провести трамвайную линию, и микрорайон Бештау получил вторую жизнь – из отсталой окраины превратился в один из самых благоустроенных районов города. Он выразил уверенность, что в отличие от многих других городов – таких, как Москва, Санкт – Петербург, Ростов, Краснодар, где год от года трамваев становится меньше, в Пятигорске никогда ни у кого не поднимется рука закатать в асфальт хоть одну рельсу. Экологичный, безопасный, ритмичный трамвай прекрасно вписывается в инфраструктуру города – курорта. Начиная с 1994 года, администрация Пятигорска ежегодно обновляет трамвайный парк.

Еще много теплых слов о юбиляре звучит на площади. О коллективе, об истории предприятия рассказывают директор трамвайного управления Б. Григоревский, председатель отраслевого профсоюза Н. Махова, ветераны – трамвайщики. Отец Вячеслав, по поручению епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, поздравляет всех с праздником и преподносит образ святителя Николая, который является ангелом-хранителем каждого путешествующего человека. Ведущий зачитывает приветственные телеграммы, в том числе от депутата ГД РФ В. Катренко, мэра и Думы Ростова, министров транспорта и жилищно – коммунального хозяйства СК, коллег из Нальчика, Владикавказа. От имени губернатора В. Михайленко вручает грамоты директору и многим сотрудникам предприятия.