00:00, 29 августа 2003 года

Коллапс

А занимал он его 23 года. Слов нет, сделано Э. Аванесьянцем за это время немало. Расширялась материально-техническая база учебного заведения, росло число обучающихся, совершенствовалась подготовка медсестер, фельдшеров, акушерок. У колледжа неплохая репутация, у директора - заслуженные регалии, научные работы, награды. Однако, как говорится, ничто не вечно под луной. Пожизненных директоров не бывает, какими бы отличными профессионалами они не считались. Приходит время смены поколений, когда надо место руководителя уступить более молодому специалисту. Такова жизнь.

Пятилетний срок контракта, заключенного минздравом края с Э. Аванесьянцем в 1998 году, истекал 3 января 2003 года. За два месяца до этого дня Эдуарду Михайловичу объявили, что трудовые отношения с ним как с директором не будут продолжены и предложили перейти на другую – тоже почетную и хорошо оплачиваемую должность – заместителя или первого заместителя директора. Однако Э. Аванесьянца это не устраивало, и он, пользуясь положениями устава колледжа (принятого, кстати, на волне демократической эйфории 90-х годов), заявил, что ни о каком уходе с директорского поста не может быть и речи, что его будет избирать общее собрание трудового коллектива и учащихся.

В законе РФ «Об образовании» и в уставе колледжа прямо сказано, что директор колледжа избирается коллективом при предварительном согласовании кандидатуры или кандидатур с органом управления здравоохранением, но это правило проигнорировали. Несмотря на то, что уже было известно – минздрав не дает «добро» на кандидатуру Э. Аванесьянца, - его фамилию внесли в бюллетени для голосования. Выборы провели поспешно, в нарушение собственного устава, еще до истечения срока контракта и появления приказа об увольнении – 6 и 20 декабря 2002 года. Потом эта процедура повторилась 30 мая 2003 года. Э. Аванесьянц получил большинство голосов, но не получил благословения учредителя – минздрава – и, следовательно, не был утвержден в должности директора.

И начались хождения по судам. Суть нескольких судебных обращений Э. Аванесьянца одна: признать его увольнение незаконным, восстановить полномочия и заключить с ним новый контракт на пять лет. Основание - «воля коллектива».

Хочется сказать несколько слов о цене этой «воли коллектива». Во-первых, голосование проходило под видеокамерами слежения, которые установлены в колледже в аудиториях и залах. Во-вторых, в наше время принципиальность и смелость – непозволительная роскошь для рядового работника на любом производстве и в любом учреждении. Страх потерять работу, лишиться и того малого, что имеешь, движет многими людьми в подобных конфликтных ситуациях. И медколледж не исключение. В нем значительное число преподавателей пенсионного и предпенсионного возраста, многим – за 40. Это житейское обстоятельство в здравоохранении осложняется еще одной деталью: если врач больше пяти лет трудится в образовательном учреждении, не совмещая это с работой в больнице или поликлинике и не проходя вовремя курсов повышения квалификации на факультете последипломного образования в госмедакадемии, он теряет право заниматься лечебной практикой. А где тогда работать уволенному из колледжа медику в небольшом Ставрополе?

Не станем пересказывать все перипетии судебных разбирательств, тем более что они еще продолжаются. Скажем только, что Ленинский народный суд, куда Эдуард Михайлович обратился с иском к минздраву края о признании его увольнения незаконным, 18 февраля 2003 года ему отказал. И это решение оставил в силе президиум краевого суда 16 июня 2003 года.

Однако судебные иски Э. Аванесьянца продолжают множиться. А у министерства здравоохранения к нему немало претензий. В последние годы в медколледже, как, впрочем, и в некоторых других учебных заведениях, идет процесс коммерциализации обучения. При колледже был открыт лицей, в котором дети получали среднее образование с медицинским, так сказать, уклоном. Министерство образования признало существование лицея незаконным, и прокурором края был внесен протест.

Однажды краевое управление по фармации и медицинской технике проверило, в каких условиях готовят фармацевтов в Ставропольском медколледже, и пришло к выводу, что там отсутствуют надлежащая база и оснащенность для полноценного учебного процесса. Знания многих выпускников этого отделения, особенно бывших медсестер, врачей, педагогов, получивших фармобразование путем переквалификации, не соответствовали установленным стандартам.

Хотя доходы колледжа от предпринимательской деятельности выросли, это слабо отражалось на зарплате преподавателей и на оборудовании учебных кабинетов. Куда уходили деньги и как использовались заработанные коллективом средства, узнать из первых уст не представилось возможным, поскольку автору этих строк встретиться с Э.Аванесьянцем не удалось (сказали, что он на больничном). После нескольких дней бесплодных телефонных звонков не состоялась встреча и с первым замом директора Л. Сухомлиновой – она находилась, якобы, в отпуске.

Попытался было выяснить картину финансово-хозяйственной деятельности колледжа контрольно-ревизионный отдел минфина края и не смог: неслыханное дело – ревизоров просто не пустили на порог, когда они пришли с плановой проверкой.

А до этого стало известно, что недавно родителям студентов разосланы письма с уведомлением о том, что плата за обучение с нового учебного года повышается на 20 процентов. Между тем, экономисты минздрава считают, что никакой необходимости в этом нет.

Недавно выявились и другие факты. В медколледже, который содержится на средства краевого бюджета и призван готовить медработников среднего звена прежде всего для Ставрополья, обучались иностранные граждане, преимущественно из Армении, Грузии и Азербайджана, а также другие приезжие из-за пределов края. Они получали стипендии, жили в общежитии, несмотря на то, что некоторые из них не имели ни вида на жительство в России, ни ставропольской прописки.

И это происходило в то время, когда медсестер в крае остро не хватает. По мировым стандартам в лечебных учреждениях на одного врача должно приходиться минимум четыре медсестры, а у нас их - только 2,2. Сейчас значение средних медработников еще более возрастает в связи с переходом на новую структуру охраны здоровья населения, с введением врача общей практики. На подготовку кадров для других краев и республик в нашем медколледже тратили краевые бюджетные деньги, и значительные суммы были недополучены в виде доходов за оказанные образовательные услуги.

Время бежит, конфликтная ситуация не находит своего разрешения, более того, Э. Аванесьянц ее обострил до предела. Его поведение уже выходит за рамки цивилизованных отношений. Он продолжает считать себя директором, укрылся за бронированной дверью в главном корпусе, в кабинете держит собаку, на телефонные звонки не отвечает. Охранники, которые дежурят у входа в здание, никого не пропускают, даже преподавателей колледжа, возвращающихся из отпусков. Не смогли проникнуть в помещение также, как упоминалось выше, ревизоры минздрава и минфина. Не были допущены и специалисты краевого Центра госсанэпиднадзора, пришедшие проверить санитарно-противоэпидемическое состояние и готовность колледжа к новому учебному году, а также представители пожарной службы.

Похоже, распространившаяся в последнее время среди акционировавшихся предприятий и коммерческих структур практика силового захвата и передела собственности и власти начинает находить последователей и в учебных заведениях. Но Ставропольский медколледж принадлежит государству, и его имущество – государственная собственность, а потому только государство в лице минздрава края, в конечном счете, вправе решать его судьбу.

Через два дня – начало нового учебного года. Обстановка в колледже напряженно-тревожная. Чтобы не парализовать его работу, с 8 августа приказом министра здравоохранения края С. Вардосанидзе исполняющим обязанности директора Ставропольского базового медицинского колледжа назначен Андрей Коровин. Ему 41 год, он врач – организатор здравоохранения высшей категории, практикующий нейрохирург, доктор медицинских наук.

Хочется надеяться, что в ближайшее время будет, наконец, найдено радикальное средство, чтобы ликвидировать этот болезненный нарыв и вернуть жизнь медколледжа в нормальное русло.

Нина ЗАХАРОВА