Одному из старейших аэроклубов России – Ессентукскому – в этом году исполнилось 70 лет.

На Кавминводах готовились широко отметить эту дату, а также 91-ю годовщину Воздушного флота России. Но, увы, менее чем за сутки до авиационного праздника в Курске и Воронеже во время тренировочных полетов случились происшествия с тяжелыми травмами и гибелью людей. По авиационному закону до выяснения обстоятельств все полеты авиации РОСТО были тут же приостановлены. И все-таки праздник – пусть не такой масштабный и зрелищный – состоялся.

Митинг у самого летного поля открыл председатель краевого совета РОСТО полковник В. Климкович. Он тепло поздравил собравшихся, особенно ветеранов. Вадим Николаевич подчеркнул, что, несмотря на все трудности, Ессентукский аэроклуб сохраняет свои замечательные традиции.

… Уже в конце 1934 года здесь выпустили первую группу летчиков на самолетах По-2. Кроме пилотов, готовили парашютистов, планеристов, действовали авиамодельные кружки. В Ессентукском аэроклубе путевку в небо получили более пяти тысяч летчиков и более 20 тысяч парашютистов. Многие из них отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Именем выпускника аэроклуба, Героя Советского Союза Павла Шеина названа улица в Ессентуках. Мало кто знает, что строительством космодрома Байконур руководил также выпускник Ессентукского аэроклуба Г. Шубников. На этом летном поле на окраине города-курорта готовились космонавты С. Савицкая, С. Крикалев, чемпионы мира по высшему пилотажу В. Мартемьянов, В. Лецко, И. Егоров, В. Смолин. Здесь многие годы тренировался многократный рекордсмен мира по парашютному спорту, обладатель Кубка мира М. Балаев. Десять лет назад он вместе с инструкторами клуба Е. Клеповым, В. Мисником, С. Шевченко, а также А. Клеповым и И. Гелуевым совершил уникальный прыжок на вершину Эльбруса. Так что есть чем гордиться, есть на кого равняться.

Увы, сегодня получить путевку в небо молодому человеку сложнее, чем даже в довоенные или послевоенные годы. Хотя авиация РОСТО относится к государственной, хотя председатель правительства М. Касьянов подписал три года назад соответствующее постановление…

– Из федерального бюджета мы получаем «огромные» деньги – аж три тысячи рублей в месяц, – горько иронизировал, выступая на митинге, начальник Ессентукского аэроклуба Б. Мишуров.

К сожалению, – и это подтвердил В. Климкович, – поддержка авиации оборонно-спортивной организации со стороны федерального центра сводится лишь к финансированию трех ставок – начальника аэроклуба, его заместителя и бухгалтера. Все остальное авиационное хозяйство предлагается вести на хозрасчете. Это при том, что один прыжок с парашютом стоит 450 рублей, а час полета на учебном самолете – свыше трех тысяч. Многие ли юноши и девушки в состоянии заплатить такие деньги?

Правда, талантливый руководитель может справиться и с такими трудностями. Два года назад, когда Б. Мишуров – сам выпускник этого аэроклуба, летчик-инструктор, мастер спорта по парашютизму – вернулся в родной город и возглавил аэроклуб, здесь не было ни одного исправного самолета. Ценой огромных усилий за это время удалось поднять на крыло два Як-52, один Як-55, два Ан-2. Практически каждую неделю здесь прыгают с парашютом. Только с начала нынешнего года совершено свыше 500 прыжков. Этому способствуют и поддержка со стороны губернатора и правительства края, администрации Кавминвод и Ессентуков, а также всевозможные формы сотрудничества с общественными организациями. Например, недавно на базе Ессентукского авиаклуба Союз офицеров Российской Федерации провел лагерные сборы допризывной молодежи. Из 50 ребят 30 прошли курс начальной парашютной подготовки. На торжественном митинге я встретил группу офицеров из Минеральных Вод – членов Союза ветеранов боевых действий в «горячих точках». Они выступили с инициативой проводить на базе Ессентукского аэроклуба парашютную подготовку минераловодских допризывников. Необходимые средства по распоряжению главы г. Минеральные Воды и Минераловодского района М. Чукавина выделены из сверхплановых поступлений в муниципальный бюджет. Понятно, что и Ессентукскому аэроклубу такое сотрудничество весьма полезно.

Никого из присутствовавших на митинге не оставило равнодушным выступление Т. Лобовой. Выпускница аэроклуба 1957 года, планеристка, она поименно вспомнила десятки ветеранов.

– Аэроклуб нас учил прежде всего не летать, а дружить. Его выпускник не поделится с другим куском хлеба, а отдаст ему весь кусок, – под аплодисменты авиаторов подчеркнула Тамара Михайловна.

Председатель краевого совета РОСТО В. Климкович и зам. руководителя администрации КМВ С. Гринев вручили ряду сотрудников и ветеранов аэроклуба почетные грамоты и ценные подарки.