00:00, 12 августа 2003 года

«Вертушки» уходят в ущелья

12 августа в офицерский строй полка впервые полноправно встанут прибывшие по распределению одиннадцать лейтенантов – выпускники Сызранского военного вертолетного училища. Сегодня им предстоит сделать важное для себя открытие: они пришли служить не просто в вертолетный полк, а в самый боевой полк в России, о чем могут судить по множеству боевых орденов и медалей на офицерских мундирах. Да и присвоение четверым летчикам звания Героя России говорит о многом.

- Лейтенантов не пугает, что после непродолжительной подготовки им придется летать в реальной боевой обстановке? – интересуюсь у заместителя командира полка, Героя России подполковника Николая Ярцева.

- Выпускники училища буквально рвутся в наш полк. В ближайшее время ожидаем еще одно пополнение. Здесь молодые воздушные бойцы имеют реальную возможность набраться опыта. Если в других полках летчики, в лучшем случае, имеют в год 100 часов налетов, то у нас эта цифра в два-три раза больше. Соответственно и более быстрое продвижение по служебной лестнице. Скажу, что в последние годы благодаря этому полк очень сильно омолодился...

Язык не поворачивается назвать «стариками» летчиков С. Палагина, В. Залитова, Д. Светушкова, тем не менее именно их боевой опыт предстоит перенимать молодому пополнению. Все-таки в училище парней готовят к полетам в равнинных условиях. Горной подготовки – ноль. В Чечне же значительная часть полетов проходит именно в горах, где приходится сажать «вертушку» на крохотные участки земли, цепляясь буквально одним колесом за уступы скал.

Вспоминается один из полетов в Аргунское ущелье с экипажем Сергея Палагина, когда Ми-8 совершал немыслимые пируэты, дабы не допустить столкновения со скалами. Опыт подобных полетов у Сергея уникален, поэтому именно ему доверяют выполнение самых сложных заданий, будь то доставка в горы десанта, вывоз раненых или эвакуация мирного населения, оказавшегося в зоне затопления. Кстати, именно за последнее он и получил недавно государственную награду. И теперь скажите, где, как не в Буденновском полку, лейтенанты быстро смогут занять командирское место, будь это Ми-8 или Ми-24?

Место почетное и одновременно очень опасное, потому что полеты в Чечне – это ожидание обстрела с земли или пуска зенитной ракеты. Именно от выпущенных боевиками ракет погиб Герой России Ю. Наумов. 15 августа 2001 года был сбит Ми-24, управляемый Н. Чурбановым. 30 августа 2002-го ракета попала в Ми-24, ведомый Н. Володиным, 3 ноября того же года над Ханкалой был сбит Ми-8, где командиром был В. Семакин. В память о погибших однополчанах в полку установлен памятник, к которому сегодня будут возложены цветы.

Война в Чечне многое изменила в боевых буднях полка. Наконец-то пришло понимание, что человеческая жизнь дороже любой техники и на вертолеты установили рассекатели тепловых потоков или, как называют их летчики, «уши», дающие возможность уклониться от прямого попадания ракеты. Ночное оборудование позволяет наносить удары по боевикам в неожиданное для них время. Да и парк вертолетов наконец-то стал обновляться. В нынешнем году полк впервые за последние годы получит четыре новые «вертушки», на которых можно смело летать, не боясь отказа каких-либо узлов или систем. Пока же полеты на устаревшей технике – настоящий героизм каждого из летчиков.

Случаются в службе и трагикомические моменты. Недавно в правоохранительные органы поступило заявление от жителя аула Ботлих, что в Дагестане. Заявитель требует принять меры к одному из летчиков полка, который якобы в 1999 году расстрелял из пулемета его барана. И ведь заявление приняли к рассмотрению, не отдавая себе отчета в том, что вертолеты в горах летают без опознавательных знаков и уж тем более чабан никак не мог знать, кто из летчиков полка пролетал над его отарой. Да и какие бараны, когда рядом война?

Наверное, люди, принявшие заявление к рассмотрению, считают, что летчик расстрелял барана, затем приземлился и сообщил чабану свои анкетные данные. Смешно, но летчику нервы потреплют.

В середине августа Ханкала принимает буденновских летчиков. Впереди пять месяцев сложнейшей службы, когда понятия жизни и смерти неразделимы. И пусть все это время количество взлетов для каждого экипажа совпадает с количеством посадок.