00:00, 6 августа 2003 года

Командир «байкала»

Одна из таких громадин носит имя «Байкал». А командует этим подразделением на колесах капитан Александр Дмитриев, начальник штаба восстановительного батальона бригады железнодорожных войск, дислоцированной в Невинномысске. В должность командира бронепоезда капитан Дмитриев вступил недавно. До этого «Байкал» находился под его руководством в течение семидесяти суток. Ровно столько продлилась первая командировка Александра в Чечню. В сентябре прошлого года он принял боевое крещение.

… «Байкал» вышел из Ханкалы, сопровождая военный эшелон, состоящий из пятидесяти пассажирских и грузовых вагонов. На перегоне Ханкала - Аргун из Джалкинского леса по бронепоезду ударили из «подствольников». Стреляли, когда состав, проходя извилистый участок дороги, снизил скорость. Капитан Дмитриев приказал: «Ответный огонь вести только по выявленным огневым точкам бандитов».

В это время по бронепоезду начали «работать» два крупнокалиберных пулемета боевиков. И опять загрохотали «подствольники». С «Байкала» по нападавшим сразу в два ствола мощно ударила зенитная установка старшего лейтенанта Алексея Шляхты. Вслед за ней - пулеметные и автоматные очереди стрелков боевого охранения. А в небе появились вертолеты огневой поддержки. По радионаводке с борта «Байкала» они основательно «обработали» квадрат леса, где бандиты устроили засаду. Позже в том самом месте разведчики обнаружили окровавленные бинты, одноразовые шприцы, множество пулеметных гильз, а поодаль поврежденный ствол противотанкового орудия. В Моздоке на связь с Дмитриевым вышел начальник оперативного отделения объединенной группировки: «Действовали грамотно и уверенно, капитан. Благодарю за службу».

Этот первый свой бой капитан Дмитриев выиграл вчистую. И тактически. И психологически. Первые выстрелы из «подствольников», произведенные бандитами по «Байкалу», носили явно провокационный характер. Боевики рассчитывали, что бронепоезд, преодолевая опасный участок дороги, в ответ на обстрел из засады сразу же «огрызнется» всем своим вооружением, стреляя по площадям. Вот тогда под шумок и «заговорила» бы бандитская «без-откатка». Боевики при нападении на бронепоезд пытались обеспечить шумовую маскировку своему основному оружию.

За время первой командировки в Чечню капитан Дмитриев провел тридцать пять эшелонов по маршруту Ханкала – Моздок. В общей сложности под надежной охраной «Байкала» было перевезено свыше двухсот тысяч тонн военных грузов. Не пострадал ни один «пассажир». Дмитриев на практике доказал верность командованию ОГВ(с), которое решило использовать воздушный транспорт для перевозки военнослужащих над территорией Чеченской Республики только в исключительных случаях. Это после катастрофы в августе прошлого года тяжелого транспортного вертолета Ми-6 в районе Ханкалы. Он был сбит боевиками при заходе на посадку, в результате чего погибли более ста военнослужащих. Сегодня самый безопасный в Чечне транспорт – железнодорожный. Все военные перевозки осуществляются под охраной бронепоездов. Но и их иногда обстреливают из засад и минируют железнодорожное полотно. С «рельсовой войной» пришлось столкнуться и капитану Дмитриеву. На пути в Ханкалу поступил доклад, что на одном из разметочных столбов прикреплен больших размеров картонный ящик, где мог быть спрятан мощный фугас.

…«Байкал» остановился на безопасном расстоянии. Под прикрытием боевого охранения с бронепоезда высадился взвод саперов во главе со старшим лейтенантом Андреем Алферовым. Обследование бандитского «сюрприза» заняло не более десяти минут. Обнаружили муляж взрывного устройства. Об этом и доложили командиру. Через несколько минут «Байкал» снова тронулся в путь, сопровождая военный эшелон, состоящий из сорока восьми вагонов. В них находились бое-припасы, взрывной эквивалент которых в шестнадцать раз превосходил мощность ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Несколько строк из биографии нашего героя. Родом капитан Дмитриев из Волгоградской области. Окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный институт. Женат. Увлекается тяжелой атлетикой. За пять лет офицерской службы прошел путь от командира взвода до начальника штаба восстановительного батальона. По итогам летнего периода обучения это подразделение признано лучшим в бригаде железнодорожных войск. Дмитриев умеет работать с людьми. Он знает по имени и отчеству всех своих подчиненных. В обращении с ними строг и одновременно деликатен. Видит в бойцах прежде всего людей, а не бездумных исполнителей.

Однажды глубокой ночью после проверки караула капитан Дмитриев вошел в пассажирский вагон бронепоезда. В коридоре увидел спящим дневального по вагону рядового Андрея Бекетова. Случись подобное в расположении батальона, Дмитриев немедленно бы отстранил от службы провинившегося солдата. Но здесь офицер делать этого не стал. Капитан знал, что перед заступлением в наряд Бекетов вместе с другими солдатами бронепоезда в течение дня загружал на борт «Байкала» продовольствие и боеприпасы. Дмитриев разбудил солдата и с легкой иронией сказал: «Этак, братец, ты все проспишь». Бекетов виновато смотрел на командира бронепоезда. Знал, что капитан даже за малейшее нарушение уставных требований всегда строго спрашивает с подчиненных. А тут такое… К его удивлению, офицер спокойно произнес: «Надеюсь, что впредь подобного не повторится».

Сегодня Дмитриев вновь командует экипажем бронепоезда, который следует по одному и тому же маршруту: Ханкала - Моздок и обратно. Офицеру хорошо знаком этот путь, поделенный на перегоны и километры, на участки спокойные и опасные, в прямом смысле огненные, потому как были пройдены под непрерывным обстрелом боевиков. Сколько их предстоит еще одолеть капитану Дмитриеву? Александр твердо уверен, что пройдет их столько, сколько нужно.

* * *

Олег МЯСНИКОВ