00:00, 1 августа 2003 года

Суд рассудит

Таким образом, официальной реакции главного организатора сентябрьских выборов главы города придется ждать еще как минимум сутки. И «СП» обязательно расскажет своим читателям, как проходило обсуждение и что решено. Пока же мы можем только делать предположения насчет возможных вариантов.

Первый. Горизбирком принимает решение, противоположное оспоренному.

В этом случае на предвыборном поле в городе складывается достаточно жесткая конкуренция, не выгодная политическим противникам обоих Кузьминых и их команд. При этом – кто бы ни выиграл – у них остается реальная возможность оспорить результаты выборов под предлогом того, что был нарушен закон. (Повод для претензий можно будет взять из тех судебных разбирательств, которые уже прошли или еще идут с участием названных персон.)

Второй. Горизбирком вновь отказывает Михаилу Кузьмину в регистрации.

Это весьма вероятно, ибо 25 июля решение принималось подавляющим большинством членов городской избирательной комиссии, при единственном голосе «против». И, скорее всего, аналогичное решение будет и сегодня, поскольку большая группа членов комиссии собирается опираться на одно из решений Конституционного Суда, в котором речь идет о похожей ситуации. В нем сам рубеж принятия решения «о сложении полномочий по собственному желанию» относится несколько назад по времени. Говоря проще – сторонники этого варианта будут утверждать, что факт проявления воли Михаила Кузьмина не под давлением обстоятельств, а в тот момент, когда Михаил Кузьмин решил продолжать участие в выборах депутата краевой Думы. А, значит, мог, или обязан был знать о вероятных последствиях такого шага, но по собственному решению продолжил известные действия.

Вероятнее всего, что в этом случае Михаил Кузьмин приступит к новой серии жалоб, включая обращение в судебные органы.

Как видим – все пути и варианты неизбежно приводят нас к судебному решению. Именно оно, и только оно, должно поставить окончательную точку в этом процессе.

В завершение – об одном любопытном выводе, сделанном совершенно сторонними наблюдателями. Они полагают, что судебное решение в пользу Михаила Кузьмина может создать следующий юридический прецедент: любое лицо, вынужденное по закону оставлять одну государственную или муниципальную должность в пользу другой, вполне сможет потребовать через несколько месяцев вернуть его в депутатское кресло…

* * *

25 июля в избирательную комиссию Ставропольского края обратился Кузьмин М.В. с жалобой на решение избирательной комиссии города Ставрополя от 25.07.2003 года, которым ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы города – мэра города Ставрополя.

Кузьмин М.В. просит обжалуемое решение отменить и зарегистрировать его кандидатом на должность главы города – мэра города Ставрополя.

Изучив обжалуемое решение и доводы жалобы избирательная комиссия Ставропольского края не находит оснований для ограничения пассивного избирательного права Кузьмина М.В. на основании пункта 6 статьи 32 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим причинам.

На момент досрочного сложения Кузьминым М.В. полномочий главы города Ставрополя 24 декабря 2001 года норма, устанавливающая ограничение пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации, замещавшего должность главы муниципального образования и досрочно прекратившего исполнение этих полномочий, содержалась в пункте 8 статьи 28 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19.05.1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального Закона от 10.07.2001 года № 89-ФЗ (далее Федеральный закон № 124-ФЗ), утратившем силу.

В настоящее время действует пункт 6 статьи 32 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее Федеральный закон), содержащий аналогичную норму.

Вместе с тем, пункт 6 статьи 32 Федерального закона не может быть применен в отношении кандидата Кузьмина М.В. при проведении 21 сентября 2003 года выборов главы города – мэра города Ставрополя по следующим основаниям.

Прекращение в декабре 2001 года Кузьминым М.В. полномочий главы города Ставрополя в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Ставропольского края не может рассматриваться как сложение указанных полномочий по собственному желанию, поскольку, исходя из положений пунктов 6,7 статьи 70 и пункта 5 статьи 71 Федерального закона (пункты 4,5 статьи 58 и пункт 6 статьи 59 Федерального закона № 124-ФЗ), избранный кандидат обязан прекратить осуществление полномочий, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица. Согласно статье 13 Закона Ставропольского края «О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ставропольском крае» выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно являться депутатом представительного органа государственной власти.

Следовательно, после избрания Кузьмина М.В. депутатом Государственной Думы Ставропольского края он, в силу вышеуказанных требований законодательства, был обязан сложить с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата.

В связи с досрочным прекращением 24 декабря 2001 года полномочий главы города Ставрополя Государственная Дума Ставропольского края в порядке, предусмотренном статьей 10 Федерального закона № 124-ФЗ и статьей 8 Закона Ставропольского края «О порядке проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 23.09.1999 года 27-КЗ, была обязана назначить досрочные выборы главы города Ставрополя.

Однако 3 января 2002 года Ставропольской городской Думой в Устав города Ставрополя были внесены изменения, в частности, статьей 53-1 Устава предусматривался иной порядок замещения должности глав города Ставрополя до истечения срока полномочий ушедшего досрочно с должности главы города Кузьмина М.В. без проведения досрочных выборов.

Таким образом, основания для назначения досрочных выборов главы города Ставрополя имели только в период с момента прекращения Кузьминым М.В. полномочий главы города Ставрополя до момента вступления в силу вышеуказанных изменений в Устав города.

Затем, в 2003 году, в Устав города Ставрополя были внесены положения, которыми изменена структура органов местного самоуправления, в частности, предусмотрены должности главы города - мэра города Ставрополя и вице-мэра города, замещаемые посредством прямых выборов. Указанные изменения и послужили основанием для назначения выборов главы города – мэра города Ставрополя и вице-мэра города на 21 сентября 2003 года.

1. Отменить решение территориальной избирательной комиссии города Ставрополя от 25 июля 2003 года № 1 «О регистрации кандидатом на должность главы города Ставрополя Кузьмина М.В.».

2. Обязать территориальную избирательную комиссию города Ставрополя повторно рассмотреть вопрос о регистрации Кузьмина М.В. кандидатом на должность главы города – мэра города Ставрополя не позднее 1 августа 2003 года 12 часов принять решение по существу.

Решение избирательной комиссии города Ставрополя представить в избирательную комиссию края не позднее 15 часов 1 августа 2003 года.

3. Направить данное постановление в территориальную избирательную комиссию города Ставрополя и опубликовать в газетах «Ставропольская правда» и «Вечерний Ставрополь». Заместитель председателя.
А.С.Фирсов.
Секретарь.

30 июля 2003 года г. Ставрополь № 5/12

В. Н