00:00, 25 июля 2003 года

Посредник между властью и людьми

- Само слово «омбудсман» все еще режет слух, хотя сейчас его нередко приходится слышать по ТВ и радио. С помощью СМИ удалось усвоить, что так называется институт уполномоченного по правам человека. Какие права вы защищаете и от кого?

- Слово действительно труднопроизносимое. Оно, как сам институт омбудсмана, имеет скандинавское происхождение. Впервые омбудсманы появились в Швеции в начале XIX века, второй страной стала Финляндия (конституция 1919 года).

Сегодня несколько десятков государств мира имеют свои правозащитные институты. При всех национальных отличиях основные функции омбудсмана состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями (или бездействием) правительственных чиновников или ведомств, рассматривает их и выносит заключения. Уполномоченный также способствует совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права, правовому просвещению.

И все же основное направление работы - рассмотрение жалоб граждан как российских, так и находящихся на территории России иностранцев или лиц без гражданства. Одно условие: к моменту обращения должны быть пройдены все инстанции – госорганы, прокуратура, суды. То есть гражданин уже использовал процедуру рассмотрения обращения, предусмотренную законом, но он остался неудовлетворен.

- Что может сделать уполномоченный в такой ситуации? И с чем чаще всего обращаются к вам?

- Если закон нарушен, уполномоченный, используя правовые средства, добивается изменения того или иного решения. Только за пять месяцев работы в минувшем году, а это, напомню, был год становления, к нам за помощью в защите своих прав обратились 330 человек с письменными и 245 с устными заявлениями. Более 13 процентов из этих обращений удалось полностью или частично удовлетворить. Вместе с тем не следовало бы оценивать работу уполномоченного только по таким показателям. Фактически обращение к нам – это лишь способ обнаружения нарушений. Деятельность же уполномоченного значительно шире.

Хочу заметить, что прием граждан нашими специалистами ведется ежедневно. Я, например, принимаю по вторникам. За 2002 год о нас узнали в крае, и количество людей, обращающихся в поисках справедливости к омбудсману, увеличивается. В нынешнем году их уже вдвое больше, чем за весь период работы прошлого года. Люди верят нам и надеются на помощь.

С чем к нам идут? Чаще всего, судя по статистике минувшего, да и нынешнего года, жалобы связаны с деятельностью… правоохранительных органов - таковых более половины от всех обращений. А омбудстманы не всесильны, как кажется иной раз людям. Например, мы не можем отменить решение или приговор суда. Мы можем оказать юридическую помощь. За что в результате получаем массу благодарностей. Почитали бы вы, с какой признательностью люди благодарят за, казалось бы, элементарное – помогли установить дорожный знак и пустить транспорт по другой дороге, или – в начислении пенсии, выплате женщине-военнослужащей денежного содержания за период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта. Скажете, мелочи? Нет, это тоже – нарушение прав человека.

Куда более серьезная работа проводится нами в другом направлении. Ставрополье оказалось в тяжелейшей миграционной ситуации. И вот сейчас, при проведении паспортной реформы, в частности, при обмене паспортов российского образца, мы столкнулись в огромнейшей проблемой - получения гражданства. У нас уже многие сотни обращений по этому поводу. Кто не знает этой процедуры, объясню, в чем тут закавыка.

Допустим, в прежние времена человек проживал в какой-нибудь республике СССР. Потом по воле тех или иных обстоятельств оказался на территории нынешней России и не успел, а на это было отведено три года, - просто из-за безалаберности - подтвердить своего российского гражданства. А теперь для этого нужно собрать множество справок, да еще в том месте, где когда-то жил. Для лучшего понимания приведу такой пример.

Учительница, преподававшая 30 лет русский язык в одной из школ Узбекистана, уже выйдя на пенсию, приехала в Буденновский район нашего края, где недавно умерла ее старушка-мать и осталась квартира. Теперь ей предлагают отправиться в республику и собрать необходимые документы. Да еще, словно издеваясь, сказали, что в обязательном порядке ей нужно будет сдать экзамен по русскому языку. Мы вмешались и через посольство Узбекистана затребовали все необходимые документы. Спасибо, там вошли в положение и согласились помочь. И таких историй – не пересказать.

Замечу, что правоохранительные органы здесь не виноваты: таков Закон о гражданстве. Эту проблему я, как уполномоченный по правам человека, поднимал еще в ноябре прошлого года на депутатских слушаниях в Госдуме края. И вот только недавно мы, а я говорю и о других российских омбудсманах, были услышаны. Президент России согласился с нами, и по его поручению уже подготовлен проект изменений и дополнений в действующий Закон о гражданстве РФ.

- Омбудсман, если правильно я понимаю, - это человек, который стоит между обществом и властью. То, как складываются отношения с первыми уже понятно – обоюдное доверие, а вот как обстоят дела с другой стороной? Насколько к вам прислушивается власть?

- Проблема вот в чем. Права человека еще не стали серьезным фактором государственного развития. И тому две причины. Первая состоит в инерции самого государства, точнее его аппарата, сформированного по большей части еще в старые, добрые времена, когда нарушение прав человека было скорее государственной политикой, чем случайностью или результатом неэффективности работы госслужащих, низкого качества кадров. До сих пор есть чиновники, для которых понятие «права человека». лишено какого-либо смысла, но которые любят порассуждать о «государственных интересах». Усиление государства в России всегда сопровождалось ущемлением прав и свобод граждан.

Вторая проблема заключается в самих российских гражданах. Они также, как и многочисленные бюрократы, - порождение советской системы, когда человек был винтиком, колесиком. Люди до сих пор воспринимают себя неким «тестом», из которого начальство или чиновничество может лепить все что угодно. Мысль же о том, что государство – это механизм в руках общества, что народ его формирует и может спросить по всей строгости, в понимании и сознании постсоветского человека уживается с трудом. Нужно менять сознание людей, а это не происходит так быстро.

Тем не менее, с властью, то есть крупными руководителями тех или иных структур, работа складывается хорошо. Сам факт того, что на Ставрополье - двадцатом из 89 регионов - был создан институт омбудстмана, говорит за себя. А вот с чиновниками – куда сложнее. Учреждение нового института большинство встретили весьма настороженно, я бы сказал, даже болезненно. В ответ на наши требования иной раз встречаем раздражительность. Некоторые сотрудники правоохранительных органов считают, что мы вмешиваемся в их деятельность.

- Недавно вице-президент Конгресса национальных объединений России, ведущий эксперт петербургского гуманитарно-политического центра «Стратегия» Артур Аракелян давал интервью корреспонденту радио «Свобода» и отметил, что именно в нашем регионе деятельность уполномоченного ощутима. И как положительное новшество отметил, что в нашем крае появились представители омбудсмана в городах и районах, при уполномоченном работают бесплатные юридические консультации. Расскажите об этом.

- В этом есть большой смысл - соединяется общественная организация и государственный институт правозащиты. Мои помощники уже работают в Минводах, Ессентуках, Невинномысске, Буденновском, Кочубеевском, Курском, Кировском районах. Здесь в чем сложность? Это работа не оплачивается, то есть человек должен быть правозащитником по духу. Из многих мы выбирали лучших. И, скажу, пока не ошиблись.

Еще одна наша задача – юридическое просвещение граждан, формирование правозащитной культуры. К сожалению, наши люди пока плохо умеют себя защищать. А мы хотим привить мысль, что отстаивать себя почетно и достойно. Это не сутяжничество, а настоящее мужество – бороться за своим права.