00:00, 22 июля 2003 года

Сахарный диабет: куда ушли бюджетные деньги

Учитывая, что в крае зарегистрировано около 50 тысяч больных сахарным диабетом – а фактически их, по оценкам специалистов, в 4-5 раз больше, – «Ставропольская правда» решила опубликовать (в сокращенном варианте) отчет Контрольно-счетной палаты ГДСК.

Программа «Сахарный диабет» реализуется за счет средств федерального и краевого бюджетов. На ее финансирование в 2001 году было запланировано 75510 тыс. рублей, в том числе 41500 тыс. - за счет федерального бюджета и 34010 тыс. за счет краевого. Фактическое исполнение составило 61225 тыс. рублей (81,1%), в том числе за счет средств федерального бюджета 24918 тыс. (60%), за счет краевого - 36337 тыс. (106,8%), из них векселями 1880 тыс., за счет местных бюджетов 727 тыс.

В 2002 году на реализацию программы запланировано 47809 тыс. рублей, в том числе 5427 тыс. за счет федерального бюджета, 42172 тыс. за счет краевого, 210 тыс. за счет местных бюджетов. За I полугодие 2002 года фактическое исполнение программы составило 25735,3 тыс. рублей (53,8% к годовым назначениям), в том числе за счет средств федерального бюджета 159 тыс. рублей (2,9% к годовым назначениям), за счет краевого бюджета 25584,4 тыс. (60,7% к годовым назначениям).

В счет финансирования программы «Сахарный диа-бет» министерство здравоохранения СК передало в краевой эндокринологический центр восемь векселей ЗАО ИФК «Европа-Инвест» на сумму 1880 тыс. рублей. Эндокринологический диспансер закупил через Северо-Кавказскую универсальную биржу шприцы инсулиновые на сумму 1880 тыс. рублей, форма оплаты - вексельная. Эндокринологический диспансер провел обналичивание векселей по номиналу. Между эндокринологическим диспансером и ОАО НПК «Эском» были заключены договоры поставки... В договоре от 17.07.2001 года не предусмотрено применение штрафных санкций в случае несвоевременной поставки товара, что нарушает закон СК «О поставках продукции для государственных нужд»... В спецификациях, приложенных к договорам, цена инсулинового одноразового шприца фирмы «Хельм Фармасью-тикалз» (Германия) определена в 3 руб. 71 коп. При изучении цен на шприцы инсулиновые вышеуказанной фирмы за проверяемый период было установлено, что по состоянию на 1.10.2002 г. шприцы инсулиновые данной фирмы-изготовителя имеются в розничной продаже в аптеке при ГУП «Ставропольфармация» по цене 2 руб. 50 коп. за один шприц. Таким образом, потери краевого бюджета за счет завышения цены составили как минимум 611679 рублей.

В разделе программы «Основные мероприятия и заявленные объемы финансирования краевой целевой программы «Сахарный диабет на 2001-2003 годы» пунктом 3 установлено, что лекарственное обеспечение больных Ставропольского края, приобретение оборудования для диабетологического центра и обеспечение диабетологической помощи осуществляют министерство здравоохранения края и управление по фармации и медицинской технике края (далее фармуправление).

В соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от 7.05.2001 года № 227 государственным заказчиком по исполнению целевой программы «Сахарный диабет» является министерство здравоохранения края. Но оно самоустранилось от контроля над ходом ее выполнения. А фармуправление взяло на себя функции по организации и проведению конкурсных торгов по закупке противодиабетических препаратов, незаконно осуществляя функции государственного заказчика. При этом договор о передаче полномочий с министерством здравоохранения Ставропольского края заключен не был.

В ходе проверки установлено, что фармуправление фактически проводило торги не только по закупке инсулинов и противодиабетических средств в рамках целевой программы «Сахарный диабет на 2001-2003 годы». За проверяемый период оно провело 26 тендеров по определению поставщиков лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники на сумму более 125 млн. рублей. По определению поставщиков инсулинов и противодиабетических средств, проведено 17 конкурсных торгов на сумму 61921,4 тыс. рублей, или 96% от фактически полученных эндокринологическим диспансером средств. Таким образом, фармуправление в проверяемом периоде незаконно распоряжалось денежными средствами бюджета Ставропольского края в сумме 125 млн. рублей.

В ходе изучения конкурсной документации установлено: извещения о проведении открытых конкурсов, публикуемые в средствах массовой информации, не содержат сведений о видах и количествах закупаемой продукции; срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе составляет 5-15 дней (согласно действующему законодательству - 45 дней), что не позволяет потенциальным поставщикам подготовиться к конкурсу. В извещениях не указывается размер взимаемой платы за конкурсную документацию и другие нормы. В 2001 году заявки поставщиков на участие в открытом конкурсе не регистрировались. В протоколах тендерной комиссии отсутствуют сведения о наименованиях и количествах препаратов, заявленных государственным заказчиком на конкурс. Цены и описание предлагаемых участниками конкурса лекарственных средств при вскрытии конвертов с заявками в протокол не заносятся, количество поставляемых медикаментов не оговаривается. При проведении тендера не указываются страны и предприятия-изготовители лекарственных средств, что дает возможность поставщикам манипулировать ценами.

В ходе проверки выявлены факты нарушения федерального и краевого законодательства при проведении конкурса, а также неправомерного отклонения заявок на участие в нем. В нарушение статьи 21 федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» было предложено закупить инсулины у государственных уполномоченных предприятий ГУП «Ставропольфармация» и ГУП «Пятигорский аптечный склад № 1». При этом не были распределены объемы поставок между указанными предприятиями, не определены цены, по которым предприятия должны были поставить лекарственные средства.

В результате закупки вышеуказанных препаратов без проведения конкурса фармуправлением нанесен ущерб краевому бюджету в сумме 23,5 тыс. рублей.

При проведении тендера 12.07.2001 года без основания была отклонена заявка ООО «Флора» из г. Ессентуки на поставку Фраксипарина в количестве 719 упаковок по цене 24,7 доллара США за упаковку. Из протокола заседания тендерной комиссии причину отклонения заявки ООО «Флора» установить не представилось возможным. Поставщиком было определено ГУП «Ставропольфармация», с которым был заключен договор на 500 упаковок вышеназванного препарата по цене 29,74 доллара США и 219 упаковок по цене 25,2 доллара США. Таким образом, необоснованное отклонение предложения ООО «Флора» повлекло за собой перерасходование средств краевого бюджета в сумме 76,9 тыс. рублей.

Согласно протоколу № 17 заседания тендерной комиссии от 28.11.2001 года заявка ЗАО «Новые наукоемкие технологии» из г. Ульяновска была отклонена «по причине несвоевременного представления документов на участие в конкурсе». Но факт несвоевременной подачи заявки отсутствует. В нарушение порядка проведения конкурса конверт ЗАО «Новые наукоемкие технологии» с конкурсным предложением был вскрыт. Его цены на противодиабетические препараты оказались значительно ниже цен, предложенных победителями конкурса. Необоснованное отклонение ЗАО «Новые наукоемкие технологии» от участия в конкурсе повлекло за собой экономический ущерб краевому бюджету на сумму 3125 долларов США.

Лекарственные средства на тендер заявлялись по ценам, зарегистрированным в «Государственном реестре цен на лекарственные средства», т. е. по максимально допустимым, а приобретались по более дешевым. Разница в ценах рассчитывалась как экономия денежных средств. На эту разницу в эндокринологический диспансер поставлялись медикаменты без проведения тендера. Так, например, согласно протоколу № 10 заседания тендерной комиссии от 25.09.2001 года на конкурсе не были заявлены инсулин Монотард МС и инсулин Актрапид МС. Однако на сумму так называемой экономии в сентябре 2001 года ГУП «Ставропольфармация» без проведения тендера поставила в эндокринологический диспансер инсулин Монотард МС в количестве 2480 штук по цене 132,30 руб. и Инсулин Актрапид МС в количестве 1300 штук по цене 132,30 руб.

А в ноябре 2001 года ООО «Биотек» поставил в эндокринологический диспансер те же препараты, но по цене 102,83 руб. Таким образом, потери краевого бюджета составили 111,4 тыс. рублей.

В общей сложности за проверяемый период только по программе «Сахарный диабет» из-за нарушений при проведении тендера управлением по фармации и медицинской технике краевому бюджету нанесен ущерб в размере 305,3 тыс. рублей.

После проведения конкурсного отбора поставщики, победившие в тендере, заключали договоры на поставку медицинской продукции с краевым эндокринологическим диспансером. Законодательством определено, что в случае невыполнения в установленный срок контракта по объему продукции поставщик должен уплатить покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. Кроме уплаты неустойки, поставщик возмещает также понесенные покупателем убытки. В заключенных договорах между поставщиками и эндокринологическим диспансером в разделе «Ответственность сторон» штрафные санкции за просрочку поставки товара определялись в размере 0,1% за 10 дней просрочки и 0,2% свыше 10 дней просрочки от суммы недопоставленного товара за каждый день просрочки, а в некоторых не указаны вообще.

При изучении первичной документации было установлено, что в нарушение договора от 19.04.2001 года ООО «Фарм-сервис» недопоставил в эндокринологический диспансер противодиабетические препараты на сумму 270525 рублей. Штрафные санкции не применялись. Денежные средства в краевой эндокринологический диспансер возвращены 15.05.2001 г. Согласно законодательству штрафные санкции к ООО «Фармсервис» должны были составить 261012 рублей.

ГУП «Пятигорский аптечный склад № 1» в августе 2001 года должен был поставить в эндокринологический диспансер 6000 флаконов Илетин НХП на сумму 704340 рублей. Возврат денежных средств за недопоставленные 3700 флаконов состоялся 1.10.2001 г. Штрафные санкции не применялись. Согласно действующему законодательству они должны были составить 252848 рублей. (Это далеко не полный перечень «проштрафившихся» фирм, который приведен в отчете. - Ред).

В результате неисполнения закона Ставропольского края «О поставках продукции для государственных нужд Ставропольского края» потери краевого эндокринологического диспансера составили 658128 рублей.

На заседании тендерной комиссии от 27.03.2001 г. поставщиком Адиуретина СД определено ООО «Официна» из г. Пятигорска. По накладной №0104433 от 30.03.2001 г. в эндокринологический диспансер поставлен этот препарат в количестве 575 штук по цене 473,47 руб. на сумму 272245 рублей. В Государственном реестре цен на лекарственные средства по состоянию на 3.03.2001 г. максимальная цена на Адиуретин СД установлена 473,30 руб., что на 17 копеек ниже цены поставки. Кроме того, торговая наценка, указанная поставщиком, составляет 10,77%, и тем самым нарушается постановление губернатора, в котором предельный размер торговой надбавки составляет 10%.

Поставщиком инсулин Ленте «ВО-С» был определен ГУП «Пятигорский аптечный склад № 1». Цена каждой из 2700 упаковок лекарства на 26 копеек превысила цену государственного реестра. (Подобным образом «Пятигорский аптечный склад № 1», как следует из отчета, «отличился» еще дважды. Значительно превышало цены госреестра и ГУП «Ставропольфармация». - Ред.).

Таким образом, фармуправление при проведении конкурсного отбора поставщиков на поставку лекарственных средств не осуществляет контроль над ценообразованием.

При этом за счет превышения цен государственного реестра потери краевого бюджета составили 87 тыс. рублей.