00:00, 19 июля 2003 года

Переходное поколение

А почему бы не спросить самих ребят об этом, решила автор и направилась в ставропольские вузы.

Спросите любого одиннадцатиклассника, чем он собирается заниматься после окончания школы, и ответ не заставит себя ждать: поступать в вуз. В какой – неважно, главное, чтобы специальность была престижная. Юрист, экономист, психолог, программист, врач или дизайнер – вот обычный набор вожделенных профессий. А, например, учитель, библиотекарь, музыкант, инженер или военный – это уже не то: здесь и зарплаты копеечные, и карьеру быстро не сделаешь, зато работы хоть отбавляй.

Ну да на безрыбье, как оказалось, и рак – рыба: если никуда больше не получится, они и на педагогов согласны, главное – получить высшее, а там через пять лет разберутся, как быть, что делать и кто во всем виноват.

- Не думаю, что для меня выбор профессии врача был закономерным, - рассказывает Олег Б., студент медакадемии. – В детстве я долго занимался музыкой, хотел стать пианистом, но потом понял: музыка – хорошее хобби, но ставить на нее несерьезно. В школе я хорошо успевал по биологии, а следовательно, вполне мог поступить в СГМА, что и сделал, о чем до сих пор не жалею. Сейчас не то время, когда можно распылять себя по глупости.

- Почти все поступают, лишь бы отучиться, - потирает лоб Ирина С., второкурсница СГУ. – Мне, например, родители поставили ультиматум: или ты идешь в юриспруденцию, где у нас есть связи, или живи как хочешь. Сама я мечтала стать искусствоведом, но они сейчас никому не нужны, особенно, в Ставрополе. А юрист – профессия более востребованная. Все мои знакомые поступили так же. Без родительской поддержки не выучишься, а стипендии лично мне хватает на день…

Как вы думаете, что должен делать человек, поступивший на нелюбимую специальность? Бунтовать? Не посещать лекции? Заваливать сессии? А может быть, уйти, хлопнув дверью постылого учебного заведения? Ну уж нет! Нынешние студенты не такие! По крайней мере, они сделают все, чтобы остаться и закончить выбранный вуз. Ребята прекрасно понимают, что без высшего сейчас никуда не устроишься, поэтому не хамят и не скандалят, не спорят с преподавателями и не болтают на лекциях, честно ведут конспекты, зубрят перед экзаменами и стараются ни на что не обращать внимания.

- Тех, кто куда хотел, туда и поступил – единицы, - поведал нам Алексей, студент политеха. – И учимся мы соответственно. Кому по склонностям вообще специальность не «катит», мучаются, по сто раз пересдают, другие учатся, как придется, лишь бы отмазаться. А в принципе все не так уж и сложно: торчи в вузе с утра до ночи, исправно посещай лекции, заглядывай в рот преподам – и честная тройка тебе обеспечена. Большинство так и делают, потом вызубривают экзамен и, так и не врубившись, в чем вся «фишка», забывают на следующий день.

- Я всего лишь год в СГУ, - смеется Александр, - и то усек: ссориться с преподами – последнее дело, все равно они окажутся правы. Легче согласиться, что бы они там тебе ни впаривали. Я их слушаю, киваю головой, а сам остаюсь при своем мнении. Правду вообще никто не любит, поэтому ни в «универе», ни друзьям, ни родителям я не пытаюсь ничего доказывать.

- Сейчас, к третьему курсу, - рассказывает студентка СГМА Лена Д., - мы уже прекрасно поняли, что оценки, которые ты получаешь, ни капельки не повлияют на твою дальнейшую жизнь – была бы «корочка». Поэтому пока хочется просто гулять, общаться с друзьями, слушать музыку и веселиться на вечеринках…

Итак, они, новые, рассудительны и прагматичны. Они не будут всецело отдаваться учебе, когда страна заинтересована лишь в наличии «корок». Шутки в сторону: они знают, чего хотят, не желают лишних ссор и конфликтов. Им известно: неуживчивый скандалист или противный зануда не пойдет далеко, если даже будет наделен феноменальными способностями. Нужны не гении, а «хорошие люди», и каждый старается казаться именно таким.

Большинство ребят совмещают по десятку дел сразу: играя в КВН, занимаясь общественной и научной работой, участвуя в конкурсах и соревнованиях, организуя музыкальные и танцевальные группы, подрабатывая по специальности, они живут надеждой, что это пригодится в будущем.

Но вот вуз позади, и на память о нем выпускнику остается лишь легкая грусть да заветная «корочка» диплома государственного образца. А стало быть, самое время поразмыслить о будущем.

Давно уже канула в Лету столь пугавшая когда-то выпускников система распределения, да и госзаказ в последнее десятилетие не особенно учитывается образовательными учреждениями. Зато требования многочисленных работодателей с каждым годом становятся все запредельнее. Самое невинное из них: наличие стажа не менее трех лет, которого у выпускника чаще всего нет и быть не может.

Получается замкнутый круг: знаешь компьютер – не владеешь в совершенстве иностранным языком, подходит возраст – нет стажа, или наоборот. Да мало ли: не та внешность, пол, происхождение. Так что теперь молодым специалистам приходится немало попотеть, чтобы устроиться на работу и как-нибудь найти свое место в этой непростой системе переходно-капиталистических отношений.

- Сейчас не время выбирать между тем, что тебе нравится и куда хочется, – идешь туда, где реально можно получить работу. Все зависит от твоих возможностей, денег, связей родителей, - объясняет Инна П., пятикурсница из политеха.

- Подыскивать работу в течение нескольких лет не каждому по карману. Через два года я закончу медакадемию, - говорит Олег Б. – Насчет того, что найду работу, – не сомневаюсь (врачи везде нужны), а вот где и какую – это уже вопрос. Конечно, хотел бы устроиться в городе, в крупной больнице, но если придется ехать в поселок, что ж, будет повод проверить себя. Если встанет выбор между интересной и хорошо оплачиваемой работой, трудно сказать, что предпочту – все зависит от того, как сложится судьба. Если у меня будет семья, то, возможно, выберу второе.

- Интересно работать там, где хорошо платят, - заявляет студентка аграрного университета Оксана В. – На копейки даже самая любимая работа так опостылет, что не будешь знать, куда деваться. А то, что я буду от своей работы не в восторге, – не страшно. В каждой работе есть свои плохие и хорошие стороны. Если бы не потребность в деньгах, люди бы вообще на работу не ходили.

- Многие мои подруги получили специальность учителя, психолога, воспитателя, - рассказывает выпускница СГУ Мария С., - но из-за низкой оплаты труда пошли работать консультантами, продавцами, официантами. Я считаю, что они поступили правильно: что это за профессия, если тебе не то чтобы одеться, продукты купить не на что…

А вот выпускница СГУ Алена Д. уверена, что «для каждого человека без комплексов совсем не сложно сделать карьеру».

- К каждому, от кого зависит твое будущее, можно подобрать свой ключик, и не обязательно это деньги, можно услуги или даже просто постараться ему понравиться, подружиться с ним. Те, кто так не делает, сами виноваты в своих несчастьях. В конце концов каждый пробивается как может…

В наш сумасшедший век потребителей и потребления, когда критерием человеческой ценности являются не таланты и умения, а наличие денег на банковском счете, стремление молодых людей получить престижную и хорошо оплачиваемую профессию не только оправдано, но и закономерно. В России, как и в любой слаборазвитой стране, пропаганда капиталистических прелестей гламурной (роскошной то есть) жизни и рекламного рая удивительным образом сочетается с нищетой, бесправием, нестабильностью или просто дикостью.

Они, молодые, выбирают деньги, принося в жертву новому божеству таланты и мечты, здоровье и силы, радость и дружбу, оставляя себе лишь капельку удовольствия и одиночество, апатию и депрессивное желание освободиться от всего мира. А пока каждому из них предстоит вслепую идти по коридору, «загружаться своими траблами», «разводить своих тараканов» в голове и верить только в себя.

Они не считают себя потерянным поколением, скорее – переходным. Куда, во что перейдут они и перейдут ли вообще, или застрянут, заблудившись на полдороге, покажет время.

Ольга РОМАС