00:00, 1 июля 2003 года

В эфире – колхозное телевидение

На хорошее дело денег не жалко

Сразу из колхозной конторы направляемся к сельскому Дому культуры. По пути Александр Васильевич внимательно осматривает отремонтированные входные двери, новые шторы на огромных окнах.

- К сожалению, государство, - размышляет председатель колхоза, - фактически отказалось от поддержки культуры в селах и поселках, поэтому дома культуры чаще всего стоят заброшенными и постепенно разрушаются. А что значит отсутствие в селе Дома культуры? Это неизбежно ведет к моральному обнищанию молодежи, особенно детей. Когда им нечем заниматься, начинается деградация личности. Убежден, что поддерживать культуру на селе, сохранять народный фольклор, развивать художественную самодеятельность – долг каждого руководителя. Нельзя зацикливаться только на производственных делах…

Это не просто красивые слова. За ними дела, которые в селе Сотниковском видят и ощущают сотни людей. Помнится, лет десять назад, когда я был в этом колхозе по редакционным делам, меня даже побоялись заводить в Дом культуры: протекавшая крыша запросто могла обвалиться. Сегодня капитально отремонтированный на колхозные средства главный культурный очаг села не узнать. Достаточно сказать, что только в оформление сцены хозяйство вложило 500 тысяч рублей плюс всевозможные расходы на костюмы для участников художественной самодеятельности, реконструкцию помещений, на поездки на различные конкурсы.

- Культура должна быть стержнем государства, - продолжает председатель колхоза. – Думаю, что те миллионы рублей, которые колхоз тратит на ее развитие, обязательно скажутся не на одном поколении людей. Вы бы только знали, сколько детворы посещает наш Дом культуры!

- В данный момент у нас действует 28 кружков, - уточняет директор ДК Анна Астахова. – В них занимаются 340 взрослых и детей. Создано четыре вокально-инструментальных ансамбля. Вырастают и уходят одни ребята, а смена им уже готова. О нашем потенциале можно судить по последнему творческому отчету художественной самодеятельности: он длился более трех часов. Только с танцевальными номерами выступили 150 ребятишек. В зале был аншлаг.

Что интересно, колхоз стремится и материально поддерживать замечательную тягу селян к занятиям в кружках. По итогам года взрослые получают по 500 рублей поощрения, дети – по 200. Предусмотрена и благотворительная премия в размере пяти тысяч рублей, к примеру, за праздничные концерты, успешное выступление на конкурсах и фестивалях.

«Мы – одна большая семья»

С председателем колхоза мы обошли все помещения Дома культуры. По ходу дела А. Ворожко советовал А. Астаховой что-то поменять, где-то что-то подкрасить, подсказывал, что необходимо заказать. Чувствовалось, что интерес к культуре и ее проблемам у Александра Васильевича не показной, не на публику – хозяйский, как к важному участку общеколхозного производства.

Директор Дома культуры сообщает, что в танцевальные кружки потянулись мальчишки.

- Это же здорово, - восклицает А. Ворожко. – Пацаны всегда были группой риска, и, если их потянуло к прекрасному, значит вырастут настоящими мужчинами. По крайней мере, всегда смогут пригласить даму на танец.

О группе риска председатель заговорил не случайно. «Горячая точка» любого Дома культуры – молодежная дискотека, где творятся обычно безобразия, пьянки, потасовки между парнями.

А. Ворожко разрешил эту проблему жестко и справедливо. Прежде всего добился, чтобы ремонт в дискотеке делала сельская молодежь. Значит, не будут исписаны стены, сохранится мебель, куда ни попадя не будут бросаться окурки. Первая же драка привела к закрытию дискотеки. И пока ее зачинщики не были выявлены и наказаны, танцев и молодежных вечеров не было. Во всем и со всеми разобрались, и дискотека вновь заработала на радость молодежи. Зато теперь порядок в ней отменный.

- Я регулярно провожу встречи со школьниками и спрашиваю, что колхоз может для них сделать, - говорит А. Ворожко. – Тем самым даю понять, что мы - одна большая сельская семья, объединенная общим интересом – благосостоянием хозяйства.

А о том, что последнее важно и для школьников, лучше всего говорят колхозные стипендии, введенные для отличников, начиная с седьмого класса. Ежемесячно им выплачивается по 200 рублей, родители дополнительно получают муку, растительное масло, хлеб. Чем не стимул для хорошей учебы?

Чья корова в кадре?

А. Ворожко пришел к выводу, что одним из важнейших направлений в культурной жизни села может стать телевидение, которое с учетом сельской специфики хорошо использовать и в воспитательных целях. И начиная с 1996 года регулярно, два раза в неделю, в эфир выходит колхозная телестудия «Гигант». Хозяйство выделило для нее помещение, приобрело современную аппаратуру. В штате – режиссер, корреспондент и оператор. Ребята работают настолько профессионально, что их сюжеты нередко используются в региональных выпусках новостей.

Запечатленные на видеопленке короткая история села, повседневный труд селян и праздники вызывают у жителей огромный интерес. Директор Дома культуры, она же и режиссер, рассказывала, что нередко люди приходят и просят повторить тот или иной сюжет.

- Интерес к сельским новостям огромен, - говорит А. Ворожко. – Как-то я увидел забредших на поле коров. Тут же вызвал телегруппу, все засняли на камеру, выяснили, чьи животные нанесли урон посевам, и вечером показали в эфире. Эффект был потрясающий. Хочу сказать, что развитию колхозного телевидения мы будем и впредь уделять особое внимание. Скоро начнем выходить в прямой эфир, чтобы колхозные специалисты могли сразу отвечать на заданные по телефону вопросы.

Близкой телестудия «Гигант» стала и для верующих. Для тех, кто по причине болезни не может ходить в церковь, в полном объеме показываются праздничные службы. Кстати, для церкви колхоз за 630 тысяч рублей купил колокола.

Конечно, интерес А. Ворожко не замыкается только на культуре. Выделив 500 тысяч рублей для детских площадок, построив один из лучших в крае спорткомплекс, в котором занимаются более 300 человек, помогая церкви, он прекрасно понимает, что все это – духовный мир малой родины его земляков, о которой никто не скажет, что в трудную годину она была для них мачехой.