00:00, 28 июня 2003 года

По стопам охотников за микробами

Не было в округе кошки, собаки или цыпленка, которых бы крохотная Иришка не порывалась лечить. Откуда взялась эта страсть к врачеванию – одному Богу известно. Но то, что девчушка станет доктором, было ясно и родителям, и педагогам, что вели Ирину с первого по десятый класс. А вот каким именно доктором – знала только она.

Чем зачитывались подростки в конце 60-х? Романами Дюма, Фолкнера, стихами Евтушенко, Вознесенского. Ирина же вновь и вновь перечитывала сборник научно-популярных очерков «Охотники за микробами». В этом толстенном старом фолианте так увлекательно рассказывалось о людях, посвятивших себя борьбе с опаснейшими инфекционными заболеваниями, что девушка сделала жизненный выбор раз и навсегда.

И сегодня, спустя десятилетия, заведующая инфекционным отделением Георгиевской центральной районной больницы Ирина Тотрбековна Бельмесова утверждает:

- В инфекционисты идут только по призванию. Нашу работу надо просто любить.

Признаюсь, я долго не мог взять в толк, как эту работу можно полюбить… Рвота, понос, вздорный характер больных, среди которых немало наркоманов, бомжей. Прибавьте к этому отнюдь не беспочвенные опасения заразиться, принести инфекцию в свою семью. Да и по престижности, как утверждает автор социологического исследования, опубликованного недавно в журнале «Огонек», инфекционисты находятся едва ли не на последнем месте среди врачебных специализаций. Так что мало кто из новичков задерживается в инфекционных отделениях: месяц поработают и сбегают.

А вот для И. Бельмесовой, напротив, кошмаром видится тот месяц, что ей пришлось замещать участкового терапевта. 17 лет прошло, а до сих пор ежится:

- С утра до ночи за дверью очередь. Выстреливаешь пациентов, как автомат. Полная противоположность работе инфекциониста.

Да, хороший инфекционист – это еще и тонкий психолог, и въедливый следователь. Чтобы докопаться до причины заболевания, необходимо расположить к себе пациента, выведать, что он ел, чем занимался недели, а то и месяцы назад. Ведь инкубационный период иных патологий тянется до полугода. Так что спешка, формальное общение с больными здесь неприемлемы. Кроме того, инфекционные болезни, как никакие другие, отражают социальные процессы. И над этим врач-инфекционист тоже обязан размышлять.

- Как ни печально, но вирусный гепатит, СПИД, атипичная пневмония, другие пока еще малоизвестные заболевания – это будущее человечества, - считает Ирина Тотрбековна. – Ведь далеко не все инфекции витают в воздухе. Многие из них зависят от стиля нашей жизни, поведения в обществе. Кто знает, как далеко зайдет сексуальная революция, какие масштабы примет миграция населения.

...Порог инфекционного отделения переступаю не без содрогания – наслышан, что сейчас здесь лежит и ВИЧ-инфицированный, и носители гепатита. Впрочем, страхи быстро улетучиваются: чистенький коридор, врачи и медсестры в накрахмаленных белых халатах и бирюзовых спецкостюмах. Больные же – а это и дети, и женщины, и мужчины – в полностью изолированных «мельцеровских» боксах. Из каждого – большущее окно в коридор. Но больные живут своей жизнью, нисколько не стесняясь того, что из коридора за ними денно и нощно кто-то присматривает. Без этого нельзя. Рвота, понос обезвоживают организм, человек буквально балансирует на грани жизни и смерти. Чуть недоглядишь…

Зав. отделением и врач-реаниматолог О. Кравченко с гордостью показывают блок интенсивной терапии и реанимации. На весь край в инфекционных отделениях их всего два: в Ставрополе и в Георгиевске. Здесь и собственный рентгеновский аппарат, и аппарат для искусственной вентиляции легких «Фаза-9», и всевозможные катетеры, ларингоскопы. Эх, еще бы детский реанимационный комплекс, который на торжественном открытии блока во всеуслышание обещали руководители краевого минздрава!.. Говорят, обещанного три года ждут, однако прошло-то уже пять.

Но и не самым совершенным оборудованием, не самыми современными и эффективными лекарствами (поскольку те слишком дорого стоят) в блоке каждый год возвращают к жизни до 200 больных, из них 120-140 детей. Суровым экзаменом для георгиевских инфекционистов стало прошлогоднее наводнение. Вплоть до глубокой осени они работали не покладая рук, чтобы не допустить вспышки инфекционных заболеваний в пострадавших станицах. В этих экстремальных условиях все еще раз убедились, что главный инфекционист города и района И. Бельмесова не только высокопрофессиональный врач, но и прекрасный организатор, что она способна самостоятельно принимать весьма ответственные решения. Поэтому, когда в конце декабря президент В. Путин подписал указ о награждении И. Бельмесовой знаком «Отличник здравоохранения Российской Федерации», никто из коллег не скривился, не съязвил. Все знали: этой чести Ирина Тотр-бековна достойна.