00:00, 26 июня 2003 года

Душе простор нужен

- Алла Федоровна, не кажется ли вам, что состояние и уровень современной отечественной культуры, к которой предъявляется столько претензий, и весьма обоснованных, – плод определенного социального заказа, а не «злые козни» работников культуры, вместе со всем обществом переживающих и ощущающих на себе прелести эпохи невнятных «реформ»?

- В значительной степени это справедливая оценка. Наша культура - неотъемлемая часть нашего общества, со всеми его болячками. Но в отношении культуры такая характеристика явно неполна. Ибо культура в свою очередь способна и призвана влиять на состояние общества. Какую публику сегодня имеют наши учреждения культуры? Нередко - малообразованную, малотребовательную, даже ограниченную. Но можно ли воспринимать это как неизбежную данность и только? Нет и еще раз нет! Почему-то сегодня стало нормой бояться, что публика не поймет, что ей преподносят. А значит, чтобы заслужить у нее признание, надо заведомо снизить планку. И всегда есть тот, кому это нужно, кто успех, например, на театральной сцене видит построенным на этом, ставит выше всего. Это можно наблюдать на самых высоких уровнях, когда даже министр культуры России, выступая в роли ведущего передачи «Культурная революция», одну из них построил на теме русского мата. И сама заявленная тема, и то, как он ее трактует, говорит для нас о многом. О том прежде всего, что современная политика в области культуры нуждается в более четком государственном подходе. Такая озабоченность, кстати, звучала и на недавнем заседании Госсовета РФ, посвященном именно вопросам культуры, духовного состояния российского общества.

То, что мы видим сейчас на телевидении и слышим по радио, какие темы муссируются, нормального образованного человека нередко приводит просто в изумление и ужас. Но почему мы с вами, тихо ужасаясь, в то же время сидим и молчим?! Почему не забрасываем возмущенными письмами авторов таких передач, книг, концертов? Почему министерство культуры РФ все это допускает?! Ведь только посмотрите, что нам показывают, причем в лучшие часы. Для чего это делается – чтобы дети были абсолютно погружены в те проблемы, в ту мораль и тот язык, которые несутся из «ящика»? Можно просто потерять сознание от того, что видишь, и от сознания того, что все это преподносится нашим телевидением нашим детям! Очень точно сказал однажды об этом М. Жванецкий: «Мы тупеем со скоростью сто человек за передачу». Боюсь, эта цифра гораздо выше, учитывая массовость ТВ, там отупение идет уже на сотни тысяч.

- Но что же мы можем сделать, особенно из нашего провинциального далека?

- Сопротивляться! Противопоставлять свое. Кто-то из классиков сказал, что миром правят желания. Действительно, сейчас самые простые – примитивные! – желания правят миром. Наблюдается мощное движение к этакой пошлой «простоте». Но есть ведь и другая простота – высшего порядка, высшей пробы, простота возвышенного прозрения и веры. До этого прозрения надо добраться, додуматься, напрячь мысль, напрячь душу, а этого как раз менее всего хочется делать, особенно нашей молодежи. Главный принцип, который, к сожалению, управляет сейчас обществом, и не только в России, это мировая тенденция – главенство принципа удовольствия. Причем, если Запад уже как-то адаптировался и вырабатывает какие-то меры противостояния, то на россиян обрушилось все сразу, на абсолютно не подготовленные к сопротивлению души. Да, раньше мы были чрезмерно идеологизированы и регламентированы, но в то же время были и свои каноны – духовные, нравственные, к тому же пропагандировавшиеся в качестве государственной политики. Государство стремилось строить такую политику.

- Поскольку изменилось государство, изменилась его политика, следовательно, культура должна просто переориентироваться, и тогда, может быть, мы напрасно так тревожимся, пусть все идет своим чередом?

- Тут, на мой взгляд, стоит поразмышлять о современном мире и человеке в нем и о том, как это нам сегодня преподносится. Признак современного человека, судя по изысканиям социологов, – постоянная мобильность, постоянная готовность покинуть собственное «насиженное» место или неспособность удержаться на нем. Что значит – постоянная, ничем не сдерживаемая мобильность? Это значит – рвутся корни, рвутся контакты в своей семье, народе, стране. Ничто не дорого при таком принципе. И в это же время далеко не самые лучшие явления западной жизни хлынули на российские просторы и утверждаются в качестве нормы. Говорят пока что только о мобильности рабочей силы – выезде за рубеж. Но за этим стоит гораздо более страшная реальность, поскольку наши традиции, наши родовые корни, пока еще действующие на уровне подсознания у многих людей, все-таки диктуют несколько иной тип поведения. Это то, что в генах россиян и прежде всего титульной нации – русского человека.

Можно добавить, что современный тип человека - разновидность индивидуалиста, тяготеющего к миру, где «искусство забвения» превращается в ценное качество! И если все это сегодня, по сути, культивируется политикой государственной, получается, что мы идем к этим же «ценностям». Когда забвение – на первом месте, а уход в индивидуальность и есть построение современного человека. А далее – построение нового миропорядка. Нестабильность и глобальная неуверенность утверждаются уже во многих странах, где люди привыкли к состоянию нестабильности, к борьбе за жизнь в буквальном смысле слова. И эти ценности преподносятся нам с вами. Чтобы было как можно меньше социальной, моральной и другой определенности. Как можно меньше! Чтобы мучались отсутствием перспективы и уходом почвы из-под ног.

- Но что же мы можем тут противопоставить, тем более, если речь о масштабной, едва ли не мировой тенденции? И способна ли современная ослабленная Россия отстаивать свои ценности перед столь мощным потоком извне?

- Да, у нас хватает проблем – трудности в материально-технической сфере, низкие зарплаты, все так. Но надо смотреть на это еще и вот с каких высот: цели стоят настолько серьезные и глобальные для всего человечества, для всей цивилизации, что мы должны и знать, и понимать, и осмысливать это, и работать… Иначе мы – Россия как нация – просто не выживем. Оглянитесь на только что закончившийся ХХ век: давшая ему старт мощная русская литература, русская философия – вся она наполнена тем, что осознала невозможность изменения нашего бытия без изменения человека. Да, мы верили, что бытие определяет сознание… А русская философия ХlХ – ХХ веков, художественная литература говорят о том, что не столько бытие определяет сознание, сколько – сам человек! Каков он. Вот что определяет бытие.

Что есть сегодня наша отечественная культура? Какие противоречия ее характеризуют? Какие взаимоисключающие тенденции проявляются? Какие утверждаются ориентиры? Мы видим: общество расколото, дифференцировано, все это диктуется и определяется социально-политическим контекстом. Примерно сто лет назад аналогичная ситуация в нашей стране уже была. Тогда она «разродилась» знаменитым серебряным веком. Что наш век родит в такой ситуации, трудно сказать. Но пока положение в обществе очень похоже на то, столетней давности… Наступило время отказа от социального человека. Идет утверждение тотального индивидуализма – со всех сторон. При этом нагнетается нездоровый интерес к тайникам человеческой психики, причем, как правило, болезненной психики. Посредством новейших достижений цивилизации кощунственно взламываются тайники человеческой души, сознания, все это – на уровне животных инстинктов, и все будоражится, возбуждается… А те качества, которые делают человека человеком, его духовный слой истончается, и оградить его никто не спешит.

- Не пора ли вспомнить наши прекрасные заповеди, хотя бы духовное завещание поэта «глаголом жечь сердца»? Есть же у нас в стране властители умов от интеллигенции, а не только от олигархов?

- К сожалению, еще одна характерная черта нашего сегодняшнего бытия, нашего общества – самоуничижение, в том числе и среди интеллигенции – носителей и охранителей духовных ценностей, которые есть в народе. Прошлый, ХХ, век ознаменован совершенно новым явлением истории – рождением массовой культуры. Массовая культура – подарок ХХ века, продукт урбанизации и индустриализации. В принципе очередная ступень прогресса, но вот что из этого последовало… Если раньше популярный слоган «культура и искусство должны служить народу» сопровождался восклицательным знаком, то сегодня к нему ставится знак вопроса. И многое происходящее дает ответ: не принадлежит, оказывается, культура народу! Не служит народу.

- Значит, интеллигенция освободилась от «обременительной» народности и пошла в услужение элите?

- Сама по себе элитарность – важная черта русской культуры вообще, да и в каждом народе элитарность культуры присутствует, и она должна быть. Но посмотрите, что произошло в наше время с той самой элитарностью – это понятие качественно изменилось! От изысканности серебряного века, от тонкости вкуса (который, безусловно, показатель образования) общество пришло к элитарности в чем? В пресловутой «голубизне», «розовости», клубничке, в мате, со сцены звучащем. Теперь, значит, это называется элитарностью… Вспоминаю, как лет десять назад на тогда еще Ленинградском «пятом» телеканале вела свою программу Белла Куркова. Однажды она пригласила в эфир Эдуарда Лимонова. Это теперь мы уже поняли, что такое Эдичка. Тогда же он был очень модным, на русский язык только что перевели его «эпохальную» вещь «Я – Эдичка», где в каждой строке – мат, где само содержание – грязная, извращенная физиология. Читать это – страшно. А уж представить, что твой ребенок откроет эту книгу, просто невозможно! До сих пор помню, как теледива заискивающе заглядывала в глаза модной знаменитости, а он разглагольствовал о том, что, мол, не надо быть ханжами и тому подобное… И вот прошло всего каких-то десять лет, и все это уже стало нормой в элитарной, с позволения сказать, культуре, чрезвычайно «демократичной», и нам с вами предлагают к этому привыкать!

- Алла Федоровна, все это звучит достаточно пессимистично, однако есть, слава Богу, в сегодняшней действительности и обнадеживающие моменты. В сфере культуры в том числе. Люди начинают ощущать дефицит хорошей песни, доброго фильма, умной книги и нередко сами пытаются как-то восполнить этот пробел, кто – через классику, кто – через фольклор, словом, мы вроде бы сдаваться не собираемся…

- Разумеется! Сегодня для России чрезвычайно важно последовательно утверждаться в присущей ей «самости», четко идентифицировать себя. В последнее время много говорится о некоей новой национальной идее для России. И практически все участники этих дискуссий так или иначе приходят к одному: мы должны прежде всего сами твердо уяснить, в какой стране живем и кто мы вообще такие. Должны знать свою родословную, гордиться этим. За нами – огромная, богатейшая история. Россия всегда была на историческом большаке, а не на обочине, куда нас с вами сегодня так усиленно выталкивают. Россия всегда была сама – Цивилизация! Вот эти подтексты должны присутствовать в работе русского художника, писателя, режиссера…

Должна сказать, многие представители культуры Ставрополья работают интересно, талантливо, патриотично. Они чувствуют важность роли культуры в утверждении в обществе созидательного начала. Только так и можно сегодня работать: уважая нашу «самость», наши духовно-нравственные основы. У нас должны быть самые лучшие искусство, культура. Вот сегодня подростки и молодежь составляют значительную часть театральной публики – это и радует, и обязывает. Если же в спектакле о современной России нам показывают такую безнадегу, после которой хочется просто пойти и повеситься, это явный сигнал, что репертуарной политике театра недостает художественного вкуса, такта, понимания ситуации в обществе.

В особой духовной защите нуждается русская деревня. Она, увы, переживает далеко не лучшие времена, об этом свидетельствуют вполне научные данные, да мы и сами это видим. А деревня – носитель настоящей русской культуры, то самое национальное ядро… Как уберечь его? Что сделать, чтобы сохранить село? И кому этим прежде всего озаботиться, если не работникам клубов, библиотек, музеев? Интеллигенция должна занять поле битвы за душу человека. Давайте вспомним нарабатывавшийся годами опыт знакомства с мировой художественной культурой, патриотического воспитания, исторического краеведения и многое другое. У наших музеев, библиотек, клубов есть очень интересные творческие наработки, все это надо обобщать, легализовать, использовать, поддерживать все добрые росточки, поощрять смелые эксперименты. Ну как, например, не приветствовать состоявшийся недавно первый краевой фестиваль духовной музыки, инициированный работниками Ставропольского Дворца культуры и спорта профсоюзов? Прекрасное и полезное начинание.

Словом, пессимистами мы не будем, это, кстати, тоже не в нашем характере. Пора, наконец, выбираться с обочины мировой истории на широкий большак: узкая колея – не для нас! Русской душе простор нужен…