00:00, 11 июня 2003 года

Купола в России кроют чистым золотом

Много чего повидал храм за вековую историю. Пронеслись над ним, как и над всей Россией, многие грозные события ХХ века. Из трех Ладбалковских церквей выстояла в этих бурях страстей человеческих только Преображенская. И не зря. Мощные стены красного кирпича и сегодня придают облику храма сходство с крепостной твердыней, и лишь вытянувшаяся к небу звонница да стройные ряды куполов все-таки делают это монолитное сооружение Домом Божиим, приютом молитвы и надежды. Удивительно, но факт: за все минувшие десятилетия церковь ни на день не прекращала действовать - поистине редкий пример. Ведь сколько церквей было разрушено до основания… Однако, несмотря на внешне крепкий вид, храм все же подвергся испытаниям времени. Всего лишь год назад поднимался вопрос о его закрытии ввиду аварийного состояния здания. Но как раз тогда случилось знаменательное, как оказалось, событие и в жизни старого храма, да и в жизни всего села. Сюда был назначен новый отец настоятель, в ту пору еще студент четвертого курса Ставропольской семинарии священник Игорь Шевердин. Да не просто назначен, а, можно сказать, выпрошен у ныне покойного митрополита Гедеона ходоками из Ладовской Балки. Рассказывает жительница села, она же ктитор храма Юлия Федоровна Логвинова:

- Нельзя было допустить закрытия прихода. Все понимали, что тогда храм умрет, что нужен священник по-настоящему деятельный, раньше-то нам не очень везло с ними… А отца Игоря многие у нас помнят еще мальчиком, навещавшим родственников в Ладбалке. Мы знали, что он учится в семинарии, и вот решили обратиться к владыке. Он нас встретил, внимательно выслушал и принял решение. С приходом батюшки храм буквально ожил. Он ведь у нас такой, что рядом с ним всем хочется трудиться не покладая рук.

И закипела работа. Сегодня, глядя на безукоризненной белизны внутреннюю отделку здания, на сияющие высокие окна с нарядными витражами, трудно поверить, что еще несколько месяцев назад тут царило запустение, старинные иконы темнели, сырели и грозили осыпаться в труху, что из двенадцати куполов не было ровно половины. И вот этот совсем еще молодой человек смог привести в движение какие-то прежде дремавшие силы, благодаря которым повеяло здесь дыханием жизни. Один из наших собеседников-селян, преподаватель местной художественной школы Василий Федорович Власенко, говоря о батюшке, сравнил его с… царем Петром. Потому что и отец Игорь так же, как когда-то государь-плотник, засучив рукава, лично руководил очисткой помещения, не гнушаясь самой что ни на есть тяжелой и грязной работой. Видя усилия молодого батюшки, почувствовав в его характере подлинную целеустремленность, а еще – поразительную, едва ли не детскую открытость людям, ладбалковцы потянулись к храму, сначала робко, почти не веря, а потом всем словно передалось необыкновенное воодушевление отца-настоятеля.

Непосредственными помощницами в храме стали ему пожилые жительницы села, составившие костяк церковного прихода. «Мои замечательные бабушки» - называет их отец Игорь, и разъясняет с улыбкой, что бабушки они не только по возрасту, но прежде всего по их мудрости человеческой и житейской. Это их натруженными за годы руками проведена та огромная работа, которая сделала храм таким светлым и ухоженным. При всем том это люди скромности необычайной. Такова застенчивая и немногословная Раиса Валентиновна Кушнир, староста прихода, такова хлопотливая и словно не ведающая усталости Любовь Семеновна Стрельцова, истинная хозяюшка храма. Как заботливо и умело украсили они отреставрированные иконы нежными тюлевыми оборочками, укрывшими поблекшие от времени простые деревянные рамы. Окладов-то не сохранилось, но будут обязательно, уверен батюшка.

Будут, конечно, если всего за год уже удалось столько сделать. К тому же в числе помощников храма сегодня люди для села, прямо скажем, не рядовые. Это и глава сельской администрации Алексей Михайлович Забашта, и генеральный директор АО «Победа» Сергей Иванович Купцов, и руководитель здешнего газового хозяйства Виктор Николаевич Криковцов, и несколько предпринимателей, не оставшихся равнодушными к нуждам храма. Теперь уже трудно сказать, сколько было у молодого священника встреч и бесед со всеми ними, в результате чего появлялись в храме необходимые для ремонта кирпич и прочие стройматериалы, приезжали рабочие, приходила техника, налаживалась система отопления, приводилась в порядок дорога на улице Школьной, ведущей к церкви. Видимо, сумел он найти такие слова, что смогли убедить каждого в важности и необходимости дела, им осуществляемого.

Когда глава сельской администрации А. Забашта услышал в общем-то провокационный вопрос – зачем ему, государственному служащему, нужны еще и эти дополнительные хлопоты, он, человек многоопытный, лишь усмехнулся «наивности» корреспондента:

- Так я ж глава, мне здесь все нужно! Люди-то сюда приходят наши, с которыми живем и работаем рядом столько лет.

Алексей Михайлович у руля сельской власти с 1988 года, он тогда еще назывался председателем сельсовета, потом назначался главой, а позже уже дважды избирали его односельчане на этот пост. Кому как не ему досконально ведомы все дела и помыслы земляков. Оттого-то всякий раз, когда обращается к нему настоятель храма с очередной просьбой, глава созывает совет, где и принимают решение, и заметьте – еще ни разу не отказали они настойчивому батюшке. Видят люди: человек не для себя старается.

А он действительно весь поглощен главной заботой, с которой год назад уезжал сюда, напутствуемый словами владыки: сделать храм жемчужиной Кавказа. Видя одухотворенное лицо молодого священника, невольно заражаешься его оптимизмом и его верой: он добьется желаемого. «И будет радость людям», - говорит он так убежденно и вместе с тем очень по-доброму, без ненужного пафоса. Отец Игорь любит свой храм, как родное чадо. Послушать только его рассказ о храмовых реликвиях…

Вот он с благоговейной гордостью показывает нам самую старую икону – Пресвятой Богородицы «Достойна есть». Ей, как и этой церкви, ровно сто лет, а писана она на святой горе Афон в Греции, в келье Трех святых, как указано на обороте. Сто лет пребывает образ Божьей Матери на одном месте – не он ли уберег храм от всех мыслимых и немыслимых напастей? А вот еще одна реликвия с необычной судьбой: икона «Неопалимая Купина» подарена жителям села Ладовская Балка «на молитвенную память о деле оказания помощи по восстановлению хозяйств погорельцев, пострадавших 27 февраля 1914 г.» - так отмечено милосердие ладбалковцев благодарными соседями.

- У нас еще немало старинных икон, но они находятся в аварийном состоянии, потому здесь их сейчас вы не увидите, - рассказывает отец Игорь. – Надеюсь, стараниями доброго Василия Федоровича и их приведем в надлежащий вид. Он нам уже изготовил новые образа для иконостаса, а над самим иконостасом работает его дочка, резчик по дереву…

Василий Федорович – тот уже упомянутый учитель-художник, что сравнил батюшку с царем Петром. Вся его семья помогает храму обрести былое великолепие, причем совершенно безвозмездно. «Ради Бога», – говорит Василий Федорович. Его кисти принадлежит и совсем новая, но почитаемая особо икона Богородицы – Порт-Артурская, сделанная специально для ладбалковских матерей, провожающих сыновей на службу в армию. Этот образ по их молитвам оберегает воинов. А главная храмовая икона «Преображения Господня» не только отреставрирована художником (никогда ранее не занимавшимся иконописью!), но и обрамлена в новый оклад, в коем и привлекает взоры всех приходящих на наружной церковной стене. Была она до этого вся побита гвоздями, потемневшая, словно от боли, но руками мастера обрела новую жизнь.

Мы приехали в Ладовскую Балку утром, когда все село и округа были щедро омыты долгожданным дождиком. От этой столь радостной сердцу селянина свежести все кругом сияло каким-то особенным – чистым-чистым – светом. А у церковной паперти блистали золотом новенькие купола. Их предстояло установить специально прибывшим для этого рабочим-монтажникам из города Волгодонска, где несколько лет назад эти купола и были изготовлены. Они тихо пылились в темном углу, и уже сам храм находился едва ли не у последней черты, и вдруг все преобразилось, и вынесли их на свет божий, чтобы наконец-то водрузить на законное место. Купол – не просто архитектурное украшение, он символизирует Небо и увенчан крестом в знак того, что главой Церкви является сам Господь, говорит батюшка.

- Тем самым мы показываем, что мы – церковь не только земная, но и небесная…- Чуть помедлив, отец Игорь добавляет все же: - В Красногвардейском районе еще нигде нет золотых куполов, наш храм – первый!

Нет, не похвальба в этих словах, а заслуженная гордость человека, сделавшего нечто очень важное. И не зависть рождают они, а искреннее уважение.

В этот день дождь, упавший с небес на уставшие от ожидания поля, помешал работе монтажников. Но люди радовались дождю, видя в том добрый знак. И освящение куполов все-таки состоялось под началием прибывшего для этого благочинного церквей Ставропольского округа игумена Василия Лукьянова. И тоненькие голосочки бабушек, певших в хоре, звенели почти по-молодому. А обычно уверенный, крепкий баритон батюшки Игоря отчего-то слегка подрагивал, но священник провел службу торжественно – как положено! А пономари благоухали новеньким облачением, пошитым старательной Любовью Семеновной…

Рассказывают, однажды Алексей Михайлович, сельский глава, пришел к храму с маленьким внуком и спросил, показывая на храм: что это? И малыш, слегка подумав, серьезно и твердо ответил:

- Россия!

И ведь никто же не учил его этому – слишком мал еще. Но что-то возникло в детской душе при виде мощных стен и устремленной ввысь колокольни. Купола, покрытые золотом, все таки установлены на свои места и сверкают под солнцем всем своим роскошным великолепием. И хотя главный купол – еще тот, старый, а чтобы его отремонтировать, где-то еще нужно найти неслыханные для деревни почти полмиллиона рублей, глядя на храм Преображения Господня, веришь, что преображение его состоится. Оно уже началось. «И это еще не конец!» – смеется батюшка молодым счастливым смехом. Он уже видит и этот новый купол, и облагороженную территорию при храме, и красивую парковую зону рядом… Все это обязательно будет.