Непровинциальные задачи местных авторов

Вспомним времена, когда слово «провинция» звучало приговором. Приезжая в столицу, люди не спешили признаваться, что они из Урюпинска. И вдруг что-то изменилось. Будто перевернули песочные часы, и незаметно пошел другой отсчет времени. Замечаем ли мы это?.. А началось с того, что мы воочию убедились: Москва перестала делегировать себя стране, превратилась в космополитический мегаполис. Так появилась новая «проблема провинции» – не прежнее следование столице, а осознание собственной задачи. Стать гарантом глубины национальной культуры. Сохранить ее истоки и корни. Если мы осознаем эту свою роль, мы получим нравственные преимущества, которые ничем не купишь. С каждым днем все четче обнаруживается тактическая задача – жить своим умом…

Эти мысли, признаюсь, сопровождали чтение «Южной звезды». Не буду настаивать на утверждении, что в журнале сплошь шедевры. Речь идет о литературном процессе, который этот журнал волей своего редактора материализует. Содержание составляют три раздела: мемуары, поэзия, проза. Из восьми авторов четверо – члены писательских союзов. По давно заведенной привычке начинаю знакомство со стихов. Петр Балдин (Челябинск), Станислав Подольский (Кисловодск), Андрей Подушкин (Челябинск), Екатерина Полумискова (Ставрополь), Вадим Терехин (Калуга). Проза представлена Верой Поляруш (Ставрополь) и Николаем Ляшенко (Буденновск). «Записки каменщика», которыми открывается этот номер, первая публикация ставропольца Николая Радчука… По логике вещей, за перечислением имен предполагается рецензионный разбор частностей. Но следовать приходится другой логике.

Думаю, главная проблема этого еще молодого журнала – создание единого художественного пространства или поиск общих критериев. Испытывая доверие к изданию, именно об этом считаю необходимым сказать. По сути дела, ставка серьезная. Провинция действительно должна заговорить независимо от ложных авторитетов и «тусовочной» моды. Это, если хотите, условие нашей дальнейшей судьбы. Отчего же в художественном пространстве журнала происходит соскальзывание из литературы в нелитературу, из поэзии в непоэзию? Причина – в языке, за этим понятием – целый синонимический ряд: художественное сознание, ответственность, понимание того, что такое вообще русская литература.

Основной языковой упрек ложится на «Записки каменщика» Н. Радчука. Поводом служит появление в его тексте внелитературной лексики и грубых вульгаризмов. Возможно, автор, не лишенный литературных способностей и обаяния искренности, попросту мало искушен. Он видит, что так теперь пишут все. Да и как, дескать, писать о каменщиках? Пьяницы ведь и матерщинники. Но – кто отстроил великую Россию? Они. И это правда. Возьмите «Тихий Дон» «местного» автора Шолохова. Гуща народной жизни, кровь, грязь, война и ни одного грязного «народного» словечка. Случайно ли? Просто иначе русский язык отказывается производить литературу. Происходит это потому, что русская культура – явление зрелое, в ней давно сложился внутренний канон, знание о котором дается художническим чутьем. Иначе говоря, правду жизни литература отражает по законам литературы, а не жизни. Так становится понятен смысл языковой литературной нормы.

Те, кто в перестроечные времена выпускал «ненормативного» джинна, несомненно, знали, ЧТО будет в итоге разрушено. Русская и большая часть советской литературы были тем культурным пространством, где мы оставались людьми, уважающими себя. Это в англоязычной беллетристике, в голливудских фильмах словесный хлам – пикантная приправа. Но наша литература принципиально не развлекательна, она духовна. Читая «Южную звезду», я убеждалась в этой истине. Ведь и Николай Радчук, и остальные авторы – по светлую сторону бытия. Но каждое чужеродное для литературы слово – и все безжалостно сбрасывается, как костяшки со счетов: и журнал, и его авторы, и читатели…

Мы сегодня любим обвинять друг друга в ханжестве: «Ах, подумаешь, несколько житейских слов…». А вот у Высоцкого, уж кто у нас бард народнее, и одного нет, потому что он поэт! Самое большое ханжество – страх оказаться ханжой. Кстати, сам редактор журнала считает необходимым услышать критику ставропольской литературы, разные точки зрения. Обнадеживающе профессиональный подход. Совершенно очевидно, что «Южная звезда» нуждается в общественной и официальной поддержке. Журнал интересен, перспективен и, конечно, заслуживает более детального профессионального разбора – позади большая работа… Кстати, Виктор Николаевич в нашем коротком разговоре сказал симптоматичную вещь: «Южную звезду» я оцениваю как журнал провинциальный»… Именно эта самооценка обнадеживает…

Сегодня мы хотим познакомить вас с повестью Веры Поляруш «Осенняя соната» (первое название – "Музыканты") («Южная звезда», № 1 (6), 2003 г.).