Фея и механический топор

C грустной и ироничной сказкой Л. Петрушевской перекликается фантасмагория Г. Фукса «Мелодии механического топора», опубликованная в 4 номере «Невы». Действие переносит нас в уже далекие 60-е годы ХХ века, когда секретарь горкома мог одним словом запретить премьеру пьесы,посвященной французской королеве Марии-Антуанетте, т. е. «народ не поймет, да и не нужно ему это знать», но следом мог разрешить построить в школе гильотину и устроить революционный праздник. Прекращены репетиции в театре, а в школе идет подготовка к торжеству, где, согласно отработанной программе, в первом отделении дети поют и танцуют, а во втором, на глазах потрясенных школьников и высоких гостей, торжественно, по науке, рубят голову кукле, начиненной подсоленным клюквенным морсом, чтобы юное поколение знало, сколько крови было пролито во имя революционных идей. Комментарии излишни…

Рассказы «Из жизни Ромина» Л. Зорина («Новый мир», № 3) тоже возвращают нас в прошедший век. Повзрослевший, поседевший весельчак и Дон Жуан Костик из любимых всеми «Покровских ворот» вспоминает послевоенные Москву и Ригу, плавание по сибирской реке и беседы в скиту. Ностальгия? Да, но не только.

Любовь, предательство и притяжение неба – тема повести М. Борисова «День шестой», опубликованной в 1-м номере журнала «Москва». Автор увлекается параглайдингом, вот и сделал парапланеристов героями своего произведения. Вопросы, им поднятые, вечны: что важнее – человеческие ценности или победа любой ценой и стоит ли власть над небом любви и дружбы?

В повести А. Грязева «Расскажи мне про Париж» («Наш современник», № 1) нет глобальных вопросов и герои ее не парят в воздухе, а ходят по Земле, решая житейские, но такие непростые проблемы. В центре – воспоминания Натальи Селезневой, журналистки, осуществившей еще детскую мечту и на скопленные за несколько лет деньги слетавшей с внучкой в Париж. Ее рассказ о сказочном путешествии – резкий диссонанс с российской действительностью конца ХХ века, когда коллеги не могут уйти на заслуженный отдых, т. к. прожить на пенсию невозможно, а из-за отсутствия средств решено закрыть единственную районную газету, редактор которой всерьез мечтает о реставрации монархии, т. к. «при царях жилось не в пример лучше, чем при демократии».

Eсли творения российских писателей посвящены современной, не очень веселой действительности, то роман хорватского прозаика, лауреата международной премии «Central European Time» 1999 года, ежегодно присуждаемой лучшему писателю центральной Европы, Миро Гавраша уводит в библейские времена. В «Юдифи», опубликованной в 4-м номере «Иностранной литературы», писатель по-своему пересказывает знаменитый миф. Читатель знакомится с записками главной героини, написанными ею для далеких потомков, чтобы хотя б через столетия люди смогли узнать правду о женщине, не сумевшей найти любви и понимания среди соплеменников и полюбившей врага своего народа. И все это стоит читать!

Ольга КОЛПАЧЕВА