00:00, 31 мая 2003 года

Железнодорожные страсти-мордасти

Валентина Смирнова.
Подписчица с 30-летним стажем. Красногвардейский район".

Cобираясь в путешествие, каждый гражданин задумывается о приобретении билетов, средствах на дорогу, досуге в пути, питании, сервисе, безопасности проезда и сохранности багажа. Причем каждый надеется избежать неприятностей, которые могут подстерегать пассажира в любой момент - от покупки билета до высадки по прибытии. Тем не менее существует криминальный промысел, большей частью мошеннический и воровской, направленный против едущих людей. Группы мошенников любых мастей организуются с неимоверной быстротой и сразу оккупируют все «доходные» места: перроны, вокзалы, вагоны. Этот выбор не случаен – у находящихся здесь граждан, как правило, имеются при себе большие суммы денег.

В то же время существуют простые правила безопасности, основанные на логике и здравом смысле. Во-первых, нельзя быть доверчивым с незнакомцами. Дорога также не прощает рассеянных, невнимательных и забывчивых людей. Способов обмануть пассажира множество.

С первым вы можете встретиться, еще не отправившись в путешествие. Это так называемые «билетеры». Как правило, они умело маскируются под гражданина, который отчаявшемуся отпускнику предлагает свои услуги в качестве посредника. Своих жертв они подкарауливают обычно возле касс, где с билетами на приоритетные направления порой возникают трудности. «Билетер» охотно предлагает свои услуги, обещая достать билет якобы через знакомого кассира или другого служителя вокзала, причем умело входит в доверие. Преуспевают на этой ниве представители Кавказа. Вот, собственно, и вся конструкция. Как только деньги оказываются у него в руках, мошенник исчезает, предварительно выбросив документы простодушного человека в урну.

Есть и другой способ. Все тот же «посредник» (читай –преступник), обещая достать билет, действительно приносит его за чисто символическую плату (кроме стоимости билета, разумеется). Правда, не настоящий проездной документ, а его подделку. В этом случае неподалеку от вокзала имеется некое помещение, где сидит подельник, мастерски владеющий компьютерными программами и изготавливающий «билеты». Цена за подделку невысока по понятной причине – навар злоумышленника составляет стоимость самого билета. Ведь подделка обнаруживается лишь при посадке. Однако такую «игру» преступники не используют длительное время в одном городе – легко попасться правоохранительным органам.

Не стоит думать, что можно расслабиться, если билет все-таки был куплен совершенно законным путем – в кассе. В зале ожидания, куда пассажиры прибывают за полчаса-час до отхода поезда, вполне может статься, вас уже поджидают так называемые «майданщики». Их цель – ваш багаж: чемоданы, корзины, сумки и прочее. Присматриваясь к будущей жертве, преступник исходит из одного правила – чем больше вещей пассажир везет с собой, тем труднее за ними уследить. Поэтому в расставленные сети чаще всего попадают семьи с малолетними детьми, коммерсанты с кучей разных коробок и сумок. Виртуозы своего дела могут украсть так, что пропажу человек замечает лишь в конечном пункте.

Может быть и другой вариант. «Подсадные» воры предпочитают за «совместным» ожиданием поезда или рейса входить к гражданам в доверие все с той же целью - украсть чужую кладь. Это мужчины, располагающие к общению – часто под рюмочку-другую, порой словоохотливые женщины.

В ожидании поезда многие пассажиры скрашивают досуг за играми. Нет-нет да и появляются кое-где преступные группы наперсточников, рулеточников и прочих шоу. Про сценарии этих мошеннических игрищ написано много – тут роли четко распределены. Попавшиеся на удочку граждане просто отдают деньги за ловкость рук или за постоянно выпадающие нужным людям номера.

То же самое относится и к карточным играм. На вокзалах и в поездах достаточное количество «катал» - картежников, обыгрывающих пассажиров. Тут сценарий может быть двояким. Прежде всего использование крапленых карт – предварительно или в ходе игры крап наносится на лист в виде вмятин и пометок. Это могут быть также специально подрезанные, сточенные по краям сверху и снизу – в «юбочку» листы с изображением фигур и, наоборот, подрезанная по краям – в «талию» очковая мелочь, что позволяет при сдаче карт на ощупь и визуально определить их достоинство.

Один из группы «катал» ищет жертву, обходя зал ожидания или вагоны, и предлагает скучающему пассажиру сначала безобидную игру в «подкидного». Другие, двое или трое сообщников, присоединяются за компанию. «Дурачок» меняется на игру в «чечево», «сингапурскую триаду», «олимпийку», «московского дурачка», «очко» и другие азартные игры. В коммерческие карточные игры с длинным раскладом и росписью этапов «каталы» обычно не играют.

Есть мошенники, работающие идивидуально. Эти наиболее опасны. Вначале жертву обыгрывают полностью, затем ей дают отыграться на треть, после чего игра прекращается. Поэтому их трудно привлечь к уголовной ответственности. Потерпевший плюс ко всему совершенно искренне верит: ему крупно повезло, что не все деньги проиграл.

Но даже если вы не поддались на уговоры сыграть в карты, можно попасться на глаза и преступникам, открыто нарушающим статьи УК РФ. Это прежде всего профессиональные поездные воры, совершающие хищения денег и вещей днем и ночью. Впрочем, соблазну взять вашу вещь может поддаться и случайный попутчик. Преступники пользуются моментом: доступ к вещам спящих подчас неограничен. У каждого вора есть ключ-трехгранка, специальные отмычки. Некоторые из преступников для усиления эффекта сна запускают в купе усыпляющий газ через щели в двери купе.

Происходят и разбойные нападения. Именно так квалифицируются действия преступников, которые доводят путников до невменяемого состояния, подмешивая в еду или напитки психотропные вещества.

Итак, что же делать, если кража все же произошла? Во-первых, надо помнить, что согласно действующему законодательству уголовное дело по факту кражи возбуждается, если ущерб превышает размер одной минимальной оплаты труда. На сегодня МРоТ составляет 450 рублей. Более мелкие преступления наказываются по соответствующей статье Кодекса об административных правонарушениях.

Если ущерб больше, то необходимо обратиться за помощью к бригадиру поезда или проводнику. Если поезд сопровождают милиционеры, то заявить о краже лучше им. Сотрудники транспортной милиции нередко проходят по составу, владеют обстановкой и могут определить тех, кто расположен к совершению преступлений. Очень важно сообщить о происшествии как можно быстрее: на транспорте для поимки воров дороги не только часы, но и минуты. Кроме того, бывалые путешественники переписывают на листок бумаги номера купюр, перевозимых магнитофонов, плейеров и так далее. В случае совершения кражи и последующей поимки преступников так бывает легче доказать их причастность.

Напоминаю, что в дежурной части ЛОВДТ (транспортная милиция) обязаны вас принять в любое время суток, выслушать фабулу преступления и взять заявление, выдав при этом талон-уведомление. Нередко пассажир не обращается за помощью к милиции, так как боится, что в том случае, если путешествие не завершилось, билеты пропадут. Это не так. В любой момент пассажир может прервать свою поездку, сделать отметку на билете у администратора вокзала и в любой день в течение десяти суток без оплаты продолжить дальнейший путь.