00:00, 31 мая 2003 года

Лиенцская трагедия

По Ялтинскому соглашению, которое скрыли от широкой общественности, казаков-эмигрантов должны были передать советскому командованию после окончания второй мировой. Сговор великой тройки - СССР, Америки, Англии – показал моральное падение Черчилля и Трумэна, которые поставили под тем документом свои подписи и тем самым обрекли на смерть и мучения многие тысячи ни в чем не повинных казаков и членов их семей.

«Казачий стан» (а это казаки и горцы с семьями) после этого решения вышел из Италии и расположился в долине бурной реки Дравы у города Лиенц. Английский майор Дэвис издал приказ об интернировании всех жителей этого поселения. Следует отметить, в «Стане» большую часть казаков и горцев составляли эмигранты времен гражданской войны. Причем те, что не принимали участия в боевых действиях против молодой советской республики и не стали на сторону гитлеровцев. Однако документы, составленные НКВД, утверждали, что весь этот лагерь состоял из дезертиров Советской (Красной) армии и контрреволюционных белоэмигрантских казачьих частей, перешедших на службу к немцам.

28 мая майор Дэвис под предлогом общего собрания приказал всем офицерам «Казачьего стана» явиться в город Шпиталь без оружия, чтобы там решить вопрос о дальнейшей судьбе казаков. Им были даны серьезные заверения, что офицерам не грозит никакая опасность и что после совещания в тот же вечер они все вернутся к своим семьям. Английский комендант просил всех господ офицеров не брать с собою даже вещей.

Все казачьи офицеры поверили слову слуги ее величества и стали заполнять грузовые машины, чтобы ехать на совещание. Но, как только произошла погрузка, все машины были окружены вооруженным английским конвоем и казачьи офицеры – свыше 2600 человек – оказались под арестом, а первого июня все они были выданы советскому командованию. При этом 15 человек были застрелены при попытке к бегству, 6 человек покончили с собой, 17-ти удалось бежать. Еще 17 человек освобождены союзными войсками, среди них священники, переводчики, медики, чиновники.

Выдав офицеров, англичане принялись за «отправку на Родину» простых казаков и их семей. Как производилась эта «отправка», хорошо описано краеведом, нашей землячкой потомственной кубанской казачкой Евгенией Польской в книге «Это мы, Господи, пред тобою…».

Жертвами выдачи и погибшими на Драве и Лиенце считаются 37 генералов, 2605 офицеров и свыше 30 тысяч казаков. В запломбированных вагонах они были переправлены в СССР и большинство - сразу же попали в лагеря…

В сердцах казаков, тех, кто избежал участи быть интернированным, кто выжил в сталинских лагерях, их потомков осталась глубокая рана после такого незаслуженного удара. Казаки зарубежья знали об этой трагической гибели своих братьев, а вот казаки России узнали лишь в начале 90-х годов. Но нашим казакам не впервые переживать такие страдания. Они помнят тяжелую турецкую неволю, жестокую расправу за восстание под предводительством К. Булавина, когда десятки тысяч казачьих трупов, повешенных на плотах, плыли по Дону, и черные вороны выклевывали у них глаза.

Казаки помнят и геноцид, который был устроен им новой властью. Они до настоящего времени не знают количества уничтоженных, выселенных, замученных в тюрьмах.

Лиенцкая трагедия оставила в казачьих душах тяжелое, воспоминание. Всем казакам надо помнить день памяти и скорби 1 июня 1945 года.

Хотелось бы надеяться, что в этот день в душе каждого казака проснется память о невинно убиенных, замученных, и каждый пойдет в храм, чтобы помолиться Богу. Господь не допустил окончательной гибели казаков. Они в конце ХХ века заявили о себе в России. Есть надежда, что они наконец сплотятся в одну дружную семью, а Государственная Дума, президент, правительство РФ сделают все возможное, чтобы возродить преданный Родине патриотичный, героический казачий народ.

П. ФЕДОСОВ