00:00, 29 мая 2003 года

Иностранцы, которые не хотят уезжать

Мы приступили к расследованию…

И оказалось, что действительно в Ставрополе вот уже несколько дней находятся аж два гражданина Франции, представляющие город Безье. Для тех, у кого это слово ассоциируется разве что с названием одноименного магазина на перекрестке улиц Голенева и Орджоникидзе, сообщаем, что на самом деле речь идет о побратиме Ставрополя, с которым еще в обозримом прошлом поддерживались весьма интенсивные связи. И вот мадам Кристиана Дюпрэ и мсье Кристиан Делонэ прибыли на Ставрополье с миссией: попытаться подготовить условия для возобновления контактов на новом историческом витке. И – если получится – в более полноценном виде.

Мы встретились с гостями и их переводчиком Таисией Зуевой в районе краеведческого музея. И первые слова после «здравствуйте», произнесенного по-русски, были тоже русскими «очьень жарко…». Наша беседа проходила в аллеях театрального сквера, а частью – в помещении краеведческого музея им. Прозрителева и Праве.

Говорили о разном. К примеру, выяснилось, что французы с некоторой долей настороженного удивления реагируют на женщин, благоустраивающих клумбы в сквере. Но, увидев неподалеку работающих в той же сфере мужчин, они с какой-то бесшабашно-радостной непосредственностью начали высказывать полное довольство именно этим фактом. А еще они искренне, как мне показалось, утверждали, что поражены чистотой и ухоженностью Ставрополя. (Может, зря мы брюзжим на этот счет? Вот недавно прочел в одной из болгарских газет, что и их граждане, побывавшие здесь, тоже восхваляли нашу чистоту. – М.Ц.)

У себя на родине Кристиана Дюпрэ и Кристиан Делонэ принадлежат к весьма уважаемым слоям общества. Мадам в недавнем прошлом – преподаватель в лицее Генриха IV, мсье – работник органов социального страхования. К нам они приехали за свой счет, но с полного благословения Административного Совета ассоциации побратимства Безье и Ставрополя. Цель названа выше. Ну и, конечно, определенная культурная программа. От экскурсии по музею до встреч в нашем муниципалитете, посещения городской Службы спасения и занятий в университете.

В оживлении и укреплении связей между Безье и Ставрополем заинтересованы, как полагают гости, обе стороны. На эту тему они плодотворно общались с руководителем отдела международных и межрегиональных связей администрации города Татьяной Василенко.

Между мэром Безье мсье Кудером, который осведомлен о визите, и главой исполнительной власти краевого центра состоялся обмен письмами. Дмитрий Кузьмин, сказали французы, предложил реалистичную и серьезную программу совместных действий. Со своей стороны Безье тоже предлагает ряд мероприятий, которые можно осуществить. В том числе, например, участие ставропольской делегации в так называемом «телетоне». (Аналогичен нашим благотворительным телемарафонам, проводится в Безье ежегодно). Средства, собранные в грядущем декабре, пойдут на оплату исследований генетических заболеваний и помощь больным. Гости очень хотели бы, чтобы в этом мероприятии непременно приняла участие русская сторона, в том числе артисты, спортсмены и так далее.

Члены частной иностранной делегации полагают, что нашим побратимским отношениям в первую очередь не хватает, образно говоря, «нечиновных» связей. В обменах должно участвовать как можно больше людей не из власти, а обычных граждан. И в этом плане им импонирует программа Дмитрия Кузьмина, которая предполагает обмен довольно многочисленными делегациями, гораздо более значительными, чем пока планирует французская сторона.

Разговор через переводчика – штука специфическая. Волей-неволей отвлекаешься, пока озвучивается вопрос и звучит иностранный ответ. В один из подобных отрезков я вдруг вспомнил, что с этой дамой уже встречался несколько лет назад. Не она ли, тут же спросил я, опекала в начале девяностых прошлого столетия делегацию французских школьников, которых принимали в семьях юных ставропольцев, учившихся тогда в пятой школе? Оказалось – она. И потому у нее есть возможность сравнить Ставрополь ХХ века и город сегодняшнего дня. Современность для нее предпочтительней: больше улыбающихся лиц, громадное число авто, а вот гостеприимство и открытость ставропольцев не изменились. Они по-прежнему беспредельны, а люди, с которыми удалось пообщаться, максимально доброжелательны.

Когда мы гуляли в театральном сквере, мсье Кристиан сказал, что ему очень нравятся наши березы. А потом добавил, проигнорировав мою реплику, что русские березы не могут не нравиться: «Не хочу уезжать, здесь я чувствую себя, как дома…».