00:00, 15 мая 2003 года

Сценарий не меняется

Люди, как рассказал один из офицеров правоохранительных органов, побывавший в день взрыва в Знаменском, в полной растерянности. За что? Почему? Как? Этим и другим вопросам нет числа. Причем, по данным нашего источника, в состоянии прострации пребывают и местные жители, и военные федеральной группировки.

Причина, скажем прямо, для этого есть. Теракт в Знаменском – брат-близнец декабрьского теракта, проведенного боевиками у здания правительства Чечни в Грозном в декабре прошлого года. А значит, позволю себе сделать вывод: ни референдум, ни улучшение обстановки, в чем нас пытаются убедить практически все каналы телевидения, так и не стали провозвестниками новой жизни Чеченской Республики.

Жизнь идет по-старому. С активным противостоянием незаконных вооруженных формирований. И с не менее активным желанием федеральной власти не видеть то, что ей неприятно. Поэтому и события после теракта вновь развиваются по уже проверенному сценарию.

В акте первом президент возмущается. Во втором – он же принимает политическое решение. Но маленькое. В данном случае Владимир Путин подписал распоряжение, направленное на укрепление общественного согласия в Чеченской Республике. Угораздило же именно в этот день случиться теракту, что, в общем-то, в сценарий вписывается.

В третьем акте – поиск виновных, что тоже опробовано. «Все должностные лица, которые по долгу службы обязаны обеспечивать безопасность мирных граждан в Чечне, будут привлечены к строжайшей ответственности», - заявил первый заместитель полномочного представителя президента РФ по Южному федеральному округу Александр Коробейников. По его словам, теракт в Знаменском стал возможен из-за «расслабленности этих функционеров, живущих в доброжелательной атмосфере этого района Чечни».

Солидарен с ним и Ахмад Кадыров, который заявил, что «по теракту в Знаменском начато служебное расследование организации безопасности и работы органов правопорядка... Есть очень много вопросов: откуда приехал этот КамАЗ, как он сумел миновать многочисленные посты, почему он сумел так близко прорваться к зданиям администрации, почему, наконец, стал возможен теракт в Знаменском – самом спокойном месте республики».

Чувствуете, как стрелки опять переводятся на милиционеров? А что им, разве привыкать?

Акт четвертый посвящен размышлениям о мировом терроризме, что тоже не ново. Владимир Путин усмотрел связь между последними терактами в Чечне и Саудовской Аравии. «Почерк и там, и там абсолютно одинаковый, последствия абсолютно сопоставимы», - сказал президент России, открывая встречу в Кремле с генсеком НАТО Джорджем Робертсоном.

Робертсон, в свою очередь (а как иначе?), выразил солидарность с россиянами в связи с последним террористическим актом в Чечне.

Акт пятый, по традиции, носит характер неопределенный: мы их знаем и найдем. Теракт в Знаменском будет раскрыт, а террористы понесут самое суровое наказание, - заявил федеральный министр по делам Чечни Станислав Ильясов. Он пообещал, что это преступление будет раскрыто, «как и теракт, произошедший в декабре в Грозном, по которому уже найдены и заказчики, и исполнители». Не менее оптимистичен и заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский, который подчеркнул, что круг лиц, причастных к теракту, определен. Но, как обычно, сославшись на тайну следствия, Фридинский не стал называть какие-либо имена.

То, что искать будут долго и малопродуктивно, уже никого не волнует. Хотя дает шанс на появление шестого акта: гадание на кофейной гуще. Кадыров, например, убежден, что за терактом в Знаменском стоит Масхадов.

И это дает повод для перехода к заключительной коде: если не справляются войска, ФСБ и милиция, то побороть экстремистов в Чечне может только сам народ. Такое убеждение высказал председатель правительства Чеченской Республики Анатолий Попов.

Короче, вставай, страна огромная!..

Итак, все расписано. По актам, сценам и мизансценам. Только и остается, что попросить: автора! Причем, и первого, и второго сценариев. Гибнут-то зрители.