00:00, 15 мая 2003 года

И жизнь, и швабра, и любовь

Ну это, конечно, анекдот, а в реальности-то как? А в реальности в российских семьях есть место всему: и нежным эпитетам, и отборной брани, и швабре. Правда, под горячую руку все больше дамы попадают. Если уместно так называть женщин, чьи мужья применяют подобные «педагогические приемы». Их, кстати, не так уж мало: в последнее время социологи и общественные организации бьют тревогу - домашнее насилие в отношении женщин в России процветает, в целом же институт брака переживает кризис. Как результат - распадающиеся семьи, социальные сироты, брошенные старики. Список можно продолжить даже дедовщиной в армии, растущей преступностью и другими негативными социальными процессами. Так что «дела семейные» перерастают во вполне зримые и серьезные государственные проблемы.

И все же так ли страшен черт? То есть в каких масштабах наши семьи подвержены злу насилия? До недавнего времени каких-либо серьезных данных об этом не было. Однако теперь в распоряжении редакции «СП» оказались данные научного исследования, проведенного Московским государственным университетом.

Проблемы российской семьи изучались в семи различных экономических регионах России. Северный Кавказ представляло Ставрополье. Всего были опрошены 2134 человека - мужчин и женщин почти поровну, их возраст - от 18 до 64 лет.

Анкеты, надо сказать, предложил МГУ россиянам преобъемные. Вся подноготная семьи после прочтения анкеты, как на ладони. Вопросы самые разные: и об удовлетворенности размерами квартиры, и о том, на какие темы в последнее время говорили с женой (мужем), и о том, случается ли супругу напоминать второй половине, «где ее место», ну а женщинам соответственно слышать, где таковое находится… И в результате получилась довольно пестрая картина проблем, с которыми сталкиваются люди в семейной жизни.

Что же удалось выяснить ученым в нашем крае, где в Ставрополе, Буденновске, Невинномысске и селе Красногвардейском исследования по заказу МГУ проводили ставропольские социологи.

- Данные мы получили весьма любопытные, - рассказывает социолог Людмила Ельникова. - Интересен тот факт, что мужчин, полностью удовлетворенных браком, из опрошенных – 47,4 процента, а вот женщин всего лишь около 20 процентов. В последнее время ставропольцы постоянно испытывают сильный стресс, и это отражается на семейных отношениях. Около половины мужчин признались, что очень сильно устали, то же самое подтвердили в отношении себя 63 процента женщин. Соответственно человек снимает стресс дома, элементарно срываясь на членах своей семьи…

Поскольку исследование имело целью выяснить распространенность и виды насилия в отношении жен, то можно сразу сказать, что в Ставропольском крае со всеми этими видами все «в порядке». Есть насилие и экономическое, и психологическое, и сексуальное, и физическое. В иных семьях - все в «одном флаконе». На общем фоне ставропольские мужья, признаемся, выглядят ну если не полными сатрапами, то далеко не лучшим образом. Ставрополье оказалось в тройке «лидеров» в таких видах насилия, как психологическое и сексуальное, а по физическому даже заняло второе место (вслед за Липецкой областью).

А вот в скупости наших мужчин не обвинишь (хотя возможно, что женщины у нас материально более независимы, чем в других регионах). По крайней мере, по экономическому насилию край на последнем месте.

Все это, конечно, уже сухие статистические данные, которые, однако, наводят на серьезные раздумья. Они свидетельствуют, считают исследователи, о том, что во многих семьях низок уровень общей культуры, и здесь предпочитают решать проблемы силой. Вывод, сделанный социологами, таков: в связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране неизбежен рост семейных конфликтов. Поэтому все социальные институты, в том числе учебные заведения, должны серьезно готовить подростков к браку, разъяснять взаимные права и обязанности членов семьи, учить мирным способам разрешения конфликтов. Ставропольские ученые сейчас готовят аналитический доклад, который представят в правительство края. Одной из рекомендаций в нем будет создание у нас кризисного центра для жертв домашнего насилия (наконец-то).

На этом можно было бы поставить точку. Однако за рамками материала осталось очень многое, в том числе один, на взгляд автора, существенный момент, который говорит о том, что наши семьи имеют и шанс на счастливое будущее. Мужчины и женщины, заполняя анкеты, говорили и о хорошем в их семьях. О том, что благодарны супругу за помощь и понимание, об уважении друг к другу. А на вопрос о чувствах, которые женщины испытывают к своему мужу, более половины опрошенных ставропольчанок ответили: «Я его люблю»...