00:00, 13 мая 2003 года

Добрый дух яблоневого сада

Это было зимой 1960 года. Мы с ребятами весело гоняли шайбу на полузамерзшем пруду. И вот я, ненароком заскочив на тонкий лед, вмиг оказался в обжигающе ледяной воде. Друзья меня вытащили. Был сильный мороз. Но я – то ли по глупости, то ли из-за ребяческого упрямства домой не сразу пошел. Эта «смелость» мне вышла боком. Сразу поднялась температура, а потом ничего не помню.

Направили меня в Ставрополь - детский туберкулезный санаторий, сейчас он «Дружба» называется. Тогда он располагался в старом здании. Новый, теперешний, корпус только строился. Главным врачом тогда была Брабиона Арминаковна Тер-Осепянс. Когда в старом здании вели паровое отопление, то мы теплой весной спали даже под открытым небом, под яблонями. До сих пор живет во мне ни с чем не сравнимый аромат яблоневого сада. Мы, воспитанники интерната (а жил я там четыре года – лечился и учился), как могли, помогали в благоустройстве. Сажали деревья, делали аллеи. С учителями нам повезло – особенно с Людмилой Николаевной Крон, Андреем Сидоровичем Коноплянниковым.

Жили мы в санатории весело. Водили нас на прогулки, экскурсии, вывозили на Сенгилеевское озеро. Но, как гласит русская пословица, сколько волка ни корми… Как бы хорошо не было в санатории, а дома все же лучше. Тяга к родному очагу заставляла некоторых пацанов убегать из лечебного корпуса: мол, подлечились малость, полегчало, чего еще тут делать.

Однажды и я поддался этому искушению, решив отправиться в бега. Убежал на железнодорожный вокзал, купил билет. Прознала про это каким-то образом Брабиона Арминаковна, сама сняла меня с поезда, образумила , вернула на лечение. За что я ей по сей день благодарен. Если б не она тогда, не знаю, что было бы со мной.

Прошли годы, но до сих пор предо мной образ этой удивительной чуткой женщины, по-матерински поставившей меня на ноги. Несколько раз я порывался приехать в Ставрополь и разыскать моего ангела-хранителя. Но все не получалось – то семейные проблемы, то ограниченность во времени. Но вот наконец недавно сбылась моя мечта. Отставил все свои дела и специально для этого приехал в Ставрополь. Как выяснилось, по старому адресу она уже не жила. Обратился в горсправку, разыскал ее дом и пошел к ней в гости. Переживал – узнает ли? Дверь открыла пожилая женщина. Это была моя дорогая Брабиона Арминаковна. Те же добрые глаза, та же мягкая, притягательная улыбка. «Коленька, это ты?». Я был поражен. Этих десятилетий словно и не было. Только седины украсили ее благородное лицо, добавив лучезарных морщинок.

Мы долго беседовали с моей спасительницей. Ей уже за 80. Все, что я имею сегодня в жизни – здоровье, дети, внуки, - все благодаря этой удивительной женщине. «Твоя благодарность, Коля, - бальзам для моей израненной души, - призналась она. – Не так часто в моей жизни бывают такие приятные минуты». Я молю бога, чтобы он дал моему ангелу-хранителю еще много лет, а главное – здоровья. Ведь она, по сути, спасла не одну человеческую жизнь. И заслуживает доброго здравия больше, чем кто бы то ни было.

Выйдя от Брабионы Арминаковны, я направился в противотуберкулезный санаторий, где прошло мое отрочество. Многое здесь изменилось с того времени. Но остался дух доброты, витающий вокруг чудом сохранившихся яблонек, которые я сажал своими руками. Обнял их, и так приятно защемило сердце. Новая весна, новые почки на деревьях. Пройдет совсем немного времени – и чудный аромат распустившихся яблонек будет радовать уже нынешних обитателей санатория, напоминая, что самое ценное у человека в жизни – здоровье, которое дано ему лишь однажды, и помнить об этом надо всегда.

Николай СТАСЕНКО