00:00, 7 мая 2003 года

Женский стиль

И что же? Друзьям впоследствии писали, что им открылись там разные истины. Самые одаренные дети живут в России. И ничего подобного нашей системе дополнительного образования в Америке просто нет. Всестороннее развитие детей на Западе стоит больших денег. Рассчитывать на него могут только богатые люди.

В комнату вошел подросток, один из тех, кого пригласили на заседание комиссии по делам несовершеннолетних Ленинского района. Врачи, директора школ, работники милиции смотрели на него - каждый «под своим уклоном». Вдруг Элла Михайловна узнала этого мальчика. Еще не так давно он посещал секцию ушу в спортивно-оздоровительном клубе «Щит и меч», но потом вдруг исчез из поля зрения. «Что же с тобой случилось?» - спросила его Элла Михайловна. Он смущенно ответил: «Родители переехали в другой микрорайон, а это очень далеко, и я не смог приезжать на занятия»... Как точно однако эта житейская ситуация расставляет смысловые акценты. Пока ребенок увлечен реальным делом, ангел детства усердно защищает его, оберегая от уличных напастей и соблазнов. Такова охранительная сила детских творческих учреждений. В этой системе Элла Михайловна Бондарева работает 18 лет. Она - директор Центра дополнительного образования детей и юношества Ленинского района краевого центра, подразделением которого являются восемь филиалов - «Щит и меч» и семь комнат школьников. На недавнем городском смотре эти филисцы заняли три первых места. Всего же под руководством Эллы Михайловны в Центре обучаются 1600 человек. А если учесть сопровождающих и сопереживающих родителей, бабушек и дедушек плюс профессиональный коллектив Центра, получится весьма внушительное исчисление.

Однажды маме одной маленькой девочки посоветовали отдать дочь в учреждение дополнительного образования». «Это что - лишнее образование?», - поинтересовалась она...

Войдем в Центр Ленинского района - уютный особняк, построенный, по преданию, 100 лет назад неким петербуржцем для любимой женщины. Камин, золотая лепнина на высоких потолках, игрушки, цветы, поделки - очень живой и красивый мир. Но если 15-20 лет назад подобные учреждения мыслились как «кружки» и организация детского досуга, теперь речь идет о допрофильной подготовке, и досуг - лишь один из разделов дополнительного образования. К 10-11 классу буквально выросшие в Центре дети идут нередко сразу в выбранную профессию. Иными словами, совсем «не лишнее образование». «В то же время, - объясняет Элла Михайловна, - в творческой обстановке происходит адаптация детей к жизни. Мы живем сегодня в таком мире, что необходимо говорить: не человек создает культуру, а культура - человека». Истинного педагога отличает одно важное качество, он понимает, что опасность приближается к ребенку не только извне, но может - и часто это еще страшнее - прийти изнутри. Вспомним, сколько трагических взрослых историй берут начало в детском безделье, одиночестве, равнодушии...

15 с лишним лет назад из грязного, затопленного подвала ставропольской средней школы № 3 Элла Михайловна Бондарева создала чистый и уютный детский спортивный клуб «Щит и меч».

400 мальчиков и девочек совершенно бесплатно спасаются в нем от «внутренних пустот». Вот где стратегически обеспечивается будущее страны, но всегда ли мы понимаем это?

Когда мы говорим о руководителе-мужчине, то предполагаем в его работе некий мужской стиль. А директор - женщина? Каков ее стиль? Два года назад с Эллой Михайловной случилась беда - неловко подвернула ногу и в результате пришлось перенести три сложных операции, встать до выздоровления на костыли. Но директор выполняла все обязанности руководителя, в полном объеме. Человек взыскательный, волевой, Элла Михайловна умеет сочетать не сочетаемое. В людях больше всего ценит ответственность и профессиональные качества, в то же время, как все талантливые женщины, не позволяет заглушить в себе то, что можно назвать инстинктом домостроительства. Здесь объяснение внутренней надежности Центра. Для детей из неполных семей, выросших в рабочих общежитиях, возможность прийти сюда - реальный шанс изменить траекторию судьбы. Центр предлагает ребенку и тонкие эмоциональные переживания, особую атмосферу творчества, чувство детского единства. «Тем не менее, - спросила я Эллу Михайловну, - нет ли опасности в том, что родители, максимально загружая ребенка, перекладывают в итоге воспитание на других?». «Такая опасность есть, - согласилась Элла Михайловна. - Надо вместе со своим ребенком переживать его жизнь. Общество привыкло к мысли, что детей должны воспитывать профессионалы, но родителей ведь заменить нельзя!».

Дополнительное образование - естественное требование самой жизни: знаний всегда мало, без нескольких профессий уже не прожить. История Эллы Михайловны - иллюстрация этой мысли. Выросшая в педагогической семье, она с раннего детства занималась спортом. Имея великолепный слух, училась в музыкальной школе, закончила однако ставропольский политехнический и сразу же была направлена заместителем главного инженера одного из заводов в Горьком. Приехала в отпуск домой, и друзья уговорили поработать начальником детского летнего лагеря. В Горький Элла Михайловна больше не вернулась. А чтобы иметь право работать с детьми, она закончила физмат ставропольского пединститута. Став директором Центра, Элла Михайловна поняла, что ей недостает юридических знаний - закончила заочно и юридический институт. Одно время увлекалась керамикой, умеет водить машину... Завидная внутренняя подвижность. С такой профессиональной оснащенностью вполне реально вписаться в какую-нибудь рыночную структуру и весьма успешно работать на себя. Но Бондарева «вписываться» не хочет...

Тем не менее, жизнь все-таки меняется. Как объясняют психологи, происходит смена ведущей «темы бытия». Что же в таком случае ожидает систему дополнительного образования, если сегодня - и это ни для кого не секрет - ее подталкивают к мысли о необходимости платных услуг? «Видите ли, - ответила мне Элла Михайловна, - рынок платных услуг уже существует. Переменным коммерческим успехом пользуются те виды досуга, которые укладываются в рамки искусственно созданного молодежного имиджа - шейпинг, атлетическая гимнастика и прочее. Но что такое система дополнительного образования? Речь идет о тех видах творческой и оздоровительной деятельности, которая действительно всесторонне развивает молодого человека и порой в понятие «имиджевых» не входит. Это разные традиционные увлечения детей - музыка, технические и драматические студии, прикладные искусства, шахматы, рукоделие, спорт. Сможет ли мама-одиночка платить за участие сына в ансамбле народных инструментов? Мы-то своих детей знаем, многие семьи живут ниже прожиточного уровня...». - «Что же вы предлагаете?». Элла Михайловна ответила с большой долей убежденности: «Необходим очень гибкий адресный подход, Градация и избирательность оплаты. Но в любом случае надо понимать - мы говорим о физическом и духовном здоровье подрастающей нации, природа таких вещей не коммерческая».