00:00, 30 апреля 2003 года

Сто лет на двоих

Что же это за профессия, которая и в преклоннейшем возрасте дает ощущение детского счастья? Видели бы вы, как светились их взгляды, когда они вспоминали сыгранные ими роли, и, скажу без преувеличения, молодели на глазах.

Разные пути привели их на сцену. Тамара выросла в актерской семье, а родители Виктора от театра были далеки. Если Тамара уже трехлетним ребенком впервые попала в театр, где играл ее отец, то Виктору сначала довелось быть молотобойцем, в кузне работать, потом шофером, строителем дорог…

Но сам путь на сцену у Тамары Беспрозванной был не просто тернист, но и драматичен, трагичен, если хотите. На последнем курсе студии при театре Моссовета за ней ночью пришел «черный ворон» - дело было в приснопамятном 1948 году, – и тургеневскую девушку, как называли ее в театре, увезли на Лубянку, где около двух лет по ее делу велось следствие. Тамара Гавриловна не любит об этом вспоминать, но кое-какие эпизоды жизни (если это можно назвать жизнью) за колючей проволокой на севере Свердловской области, где провела еще шесть лет, рассказала.

Ее арестовали по доносу одного «стукача», который работал в том же театре, где она училась. За что? Да за то, что в разговоре как-то сказала: «Вот каждый год дают сталинские премии, это же десятки, сотни миллионов рублей. Лучше бы на эти деньги жилые дома строили». Этого было достаточно, чтобы «тройка» осудила ее на восемь лет лишения свободы по 58-й статье уголовного кодекса РСФСР.

Однако, как говорится, нет худа без добра: Тамара Беспрозванная, одаренная молодая актриса, вошла в труппу театра для заключенных и играла там ведущие роли. Спектакли ставил известный советский режиссер Сергей Радлов, отбывавший свой срок как «враг народа». В этом же театре работали заслуженный артист Московского Большого театра, кстати, наш земляк – Дмитрий Головин, известный дирижер эстрадного оркестра Всесоюзного радио Варламов. Старшей подругой Тамары все эти годы была Вера – жена знаменитого певца Петра Лещенко…

Тамара Беспрозванная – человек тонкий, хорошо знает поэзию, помнит и сегодня громадное количество стихов от А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова до О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. Бродского… Словом, восемь лет заключения стали для нее школой актерского мастерства, школой жизни.

В тот же год, когда Тамара Беспрозванная поступила в театральную студию при московском театре имени Моссовета, который только что вернулся из эвакуации из Средней Азии, Виктор Фоменко был зачислен в студию при Ставропольском театре.

- Мне просто повезло, - вспоминает Виктор Григорьевич. – Моим учителем был Евгений Николаевич Писарев – блестящий человек, прекрасно знал актерское мастерство, которое нам преподавал и сам показывал, как надо проявлять и воспитывать себя – не «я – в искусстве, - как говорил Станиславский, - а искусство – во мне».

В дипломе после окончания студии у Фоменко было написано: «Характерный актер, социальный герой, комик-резонер». В одном лице - три амплуа. Вот только любовником никогда не был, даже иногда страдал, что ему не давали роли Ромео или Гамлета.

- Ну, елки-палки, почему должен был играть комсомольцев, передовиков? А с другой стороны, мне ребята завидовали, говорили: «Тебе хорошо, а мы играем героев, витающих в облаках». Как говорится, от смешного до трагического – один шаг. А в театре от комедийной роли до трагической и наоборот – даже полшага. Был граф Глостер – трагедийная роль в «Короле Лире» и здесь же роль комедийная – в «Виндзорских проказницах» - Фальстаф…

В 1958 году автор этих строк молодым актером пришел в театр, был сбор труппы, и вот появляется в репетиционном зале красивый молодой человек с выразительным лицом, в импортных модных ботинках на толстой каучуковой подошве, а рядом с ним молодая красивая женщина. Это же был первый год, как потом я узнал, как они поженились.

В первые годы они были заняты в разных спектаклях. А во второй половине творческой жизни уже много играли вместе. началось со спектакля «Дети Ванюшина»: он играл Ванюшина, а она – его жену.

- Удивительное, вообще, ощущение, - признается Тамара Гавриловна, - никогда не чувствовала с его стороны как партнера никакого подвоха, знала, что он меня никогда не подведет. Если что-то вдруг произойдет, он меня обязательно вытащит, точно так же, как и я его.

- Актерская супружеская пара… Вместе и дома, и на сцене, и на репетиции. А не трудно быть все время вместе?

- Не знаю, как у него, вы у него спросите, а мне совсем не трудно…

- Я понимал ее на сцене с полуслова, - словно продолжая сказанное женой, - говорит Виктор Григорьевич, - здесь рождались по-настоящему интересные диалоги. И я, и она чувствовали, какие можно выдержать паузы. Мне еще Писарев говорил, что ты почувствуешь, что в зале такая тишина, что муха пролетит – будет слышно, тогда считай, ты зрителя держишь.

- Вдруг в какой-то роли появляется ощущение полета, - подхватывает Тамара Гавриловна и сразу переходит к другой теме, - у Виктора были другие партнерши, а у меня в основном Борис Данильченко, с ним мы много играли…

...Эта встреча с Тамарой Беспрозванной и Виктором Фоменко невольно превратилась как бы в вечер воспоминаний. И не только об актерах, с которыми довелось играть, но и о прекрасных режиссерах, которыми бог не обидел Ставропольский театр. Виктор Григорьевич работал с такими режиссерами, как Ф. Шишигин, А. Георгиевский – это имена-легенды. А какие великолепные комедии ставил Гуревич! Или, скажем, Рахлин, он целый ряд великолепных спектаклей поставил. Всего лишь один спектакль поставил Владимир Ворошилов – тот самый Ворошилов, который вел прекрасную передачу «Что? Где? Когда?».

- Жизнь в театре разная: и трагическая, и драматическая, и комедийная…

- Конечно! Вот был у меня такой случай, который останется в памяти на веки вечные, пока я жива, - улыбается Тамара Гавриловна. – У нас шел спектакль «Миллион за улыбку» по пьесе Софронова. Начало второго акта. Я на сцене одна… Накрыт стол, я жду гостей. И вдруг слышу – зал замер, и я насторожилась, а потом в зрительном зале ни с того ни с сего начался смех. Думаю, может, у меня что-то не так, может, платье порвано… Слегка оборачиваюсь и вижу: по лестнице поднимается на сцену какой-то старичок, подходит ко мне и что-то шепчет, я настолько растерялась, говорю: «Что?». А он мне: «Гражданочка, плесните мне рюмашечку»!

Ну, конечно, дали занавес.

Другой случай. Театр ездил по краю, показывал «Дали неоглядные». Там есть сцена колхозного собрания. На этом собрании зашла речь о сенокосах. И вдруг на сцену впрыгивает человек и произносит какую-то речь, и зрители его бурно поддерживают, аплодируют. Он соскакивает на землю, и спектакль идет дальше… Стало быть, настолько это было правдиво, что человек поверил.

Я хорошо помню и печальный случай: когда театр гастролировал в городах Кавказских Минеральных Вод, а жили и репетировали актеры в Ессентуках, из Ставрополя под вечер пришло сообщение о том, что у Виктора Фоменко умерла сестра. Никто бы не смог его упрекнуть, если бы он тут же уехал домой. Виктор Григорьевич сделал это только после того, как отыграл в пьесе И. Друце «Каса Маре», где он исполнял главную роль. Зритель ничего не заметил.

* * *

Народный артист России Виктор Фоменко вот уже несколько лет является Почетным гражданином города Ставрополя. И для него, и для его жены Тамары Беспрозванной по-прежнему главным в жизни остается театр.

Публикуется в сокращении